Экспедиция "Заполярный вояж. Плато Путорана-2016" PDF Печать E-mail
Автор Шпук Алексей   
27.02.2016 г.





Вводная часть

    С детства люблю рассматривать географические карты. Всегда мысленно представляю те или иные места, как они выглядят, как и на чём туда можно добраться, какие там могут быть сложности. А романтика Севера, наверное, где-то в крови на подсознательном уровне. Снегоходы для меня ближе всех других транспортных средств. Поэтому и тянет меня каждую зиму куда-нибудь подальше от цивилизации, туда, где на карте пока для меня "белые пятна", где я ещё не был. И вот очередным местом, куда меня полтора года назад начало неудержимо тянуть, стало плато Путорана.
    Затерянный мир, как ещё называют вулканическое плато Путорана, расположен в южной части Таймыра, в его основании, там, где полуостров переходит в Азиатский материк. Силы земли за многие тысячелетия, куполом подняли этот участок суши, сложенный базальтами. Этот район необитаемый и труднодоступный, здесь нет, и никогда не было каких-либо постоянных населённых пунктов. Плато Путорана сохранило первозданную природу Сибири с хрустально чистыми реками, мириадами водопадов, падающих со склонов "столовых" гор, непроходимой тайгой, непугаными животными и таежными духами. Суров, но прекрасен этот заполярный мир.
    Необъяснимое чувство, когда понимаешь, что туда тебе надо. Объективно невозможно выявить первопричины выбора и когда точно зародилась эта идея. Но в какой-то момент задумка овладевает всем твоим сознание. И цель чётко ясна, остаётся доработать детали...


Подготовка маршрута

    Изначально видится две большие сложности при подготовке маршрута на плато Путорана. Во-первых, всё, что связано с полностью автономным тысячекилометровым маршрутом. Во-вторых, это доставка снегоходов в точку старта маршрута и последующий вывоз снегоходов.
    Маршрут продумывали обязательно кольцевой. Рассматривался вариант старта с Дудинки или Норильска, но доставка снегоходов туда возможна только транспортной авиацией или пароходом в летнюю навигацию. Ни тот, ни другой вариант нам не подходит. Единственный правильный выбор - город Игарка, куда от Уренгоя идёт автозимник Новозаполярный-Ванкор-Прилуки. Соответственно, маршрут строили из соображений старта и финиша в городе Игарка. Очень помог при проработке маршрута Григорий Евлаш из Норильска. Совместно определили наиболее интересные и достопримечательные места на плато Путорана, обсудили возможные трудности на пути. Затем какие-то детали по пути до плато проработали сами. В планах получился маршрут около 1000 км протяжённостью. Четверо человек на четырёх снегоходах. Это уже традиционный наш количественный состав из-за удобства размещения в зимней палатке именно четырёх человек.
    Параллельно с проработкой снегоходного маршрута, занимались подготовкой автомобильной части нашей поездки. Было решено гнать три джипа: два с большими прицепами под два снегохода и один с "мыльницей" под сани, канистры и прочий шмурдяк. Проблемой было оформить пропуска на автозимник через Ванкор, который принадлежит дочернему обществу "Роснефть". Но нашли пути и смогли заблаговременно всё сделать.


Автомобильная часть маршрута, 24-26 марта 2016
Общий пробег за 3 дня 2180 км

    Автомобильная часть маршрута до Уренгоя прошла в плановом порядке. В первый день доехали до Сургута, во второй день доехали до Нового Уренгоя, где воспользовались гостеприимством местного уважаемого снегоходчика Игорь Моисеевича, за что отдельное спасибо.
    Дальше была, конечно же, доля неопределённости. Бушующая в преддверие нашего приезда метель сделала автозимник непроезжим. Актуальную информацию об автозимнике по возможности давал снегоходчик Сергей из Нового Уренгоя, с которым списывались через Интернет и потом созванивались. Вроде бы, чистить начали зимник, и к нашему приезду должны были расчистить. Но доехав до первого КПП на автозимник, выяснилось, что дальше Русского ГКМ мы проехать не сможем, никто там ничего не чистил, и там уже скопилась колонна вездеходов, ожидающих проезда на Ванкор. Мы попробовали сунуться, но там действительно основательно заметённый и нечищеный зимник. На въезде скопилось около сотни грузовиков-вездеходов. Особенно отважные спускали колёса и пытались прорваться. Нам на наших автомобилях с прицепами там однозначно делать нечего, непроходимо это для нас. Поговорили с местными водителями и охранниками насчёт расчистки автозимника. Но все единогласно сказали, что не дождаться нам этого, никто ничего нормально на участке от Новозаполярного до Ванкора чистить не будет в этом году. По итогам тендера выбран дешёвый подрядчик на этот участок, ну и, соответственно, чистит он зимник очень безобразно. А вот на участке Ванкор-Прилуки остался старый подрядчик, и там исключительно хорошее состояние автозимника. Всё это впоследствии мы смогли оценить сами.
    Остался вариант бросать автомобили с прицепами здесь и продолжать движение дальше на снегоходах. Воспользовались гостеприимством строителей ООО "Уралстроймонтаж " и договорились оставить автомобили под присмотром в жилом городке возле ГКМ "Русское".

В дороге… Переправа в Уренгое Дорога на Тазовский Продукты в дорогу
В дороге…


Переправа в Уренгое


Дорога на Тазовский


Продукты в дорогу


Дорога на Тазовский Полярный круг Участники экспедиции КПП на зимник
Дорога на Тазовский


Полярный круг


Участники экспедиции


КПП на зимник


Дорога до ГКМ Русское ГКМ Русское Колонна на въезде по автозимнику Автозимник на Ванкор
Дорога до ГКМ Русское


ГКМ Русское


Колонна на въезде по автозимнику


Автозимник на Ванкор



Путь к Игарке, 26-28 марта 2016
Общий пробег за 3 дня 386 км

    Чувства были противоречивые. Мы были расстроены тем, что не добрались по плану до Игарки на автомобилях. И одновременно, чувствовали усталость от автомобильной дороги и жажду сесть скорее на снегоходы.
    Снегоходы и сани загрузили к 16:00. Тронулись в путь. Погода солнечная и тёплая. Чуть проехав, остановились и немного отметили начало нашего снегоходного путешествия. Сразу появилась эйфория от свободы и предчувствия двухнедельных приключений. Дальше, как обычно это бывает на начале маршрута, постоянно у кого-то что-то отвязывалось в санях, приходилось притормаживать, заново увязываться. Этому способствовали жёсткие, как бетон, снежные заструги в тундре. Скорость с санями не получалось развить более 20-30 км/ч. Руки и спина "отваливаются". А ехать по зимнику совсем невозможно, там снежные колеи по пояс. В итоге, с непривычки двигались очень медленно и до вечера проехали всего-то 32 км.
    В первом же попавшемся на пути хилом лесу, остановились на ночёвку в 20:00. Тёплая палатка, бензиновый генератор и свет, полноценный горячий ужин...

Жилой городок строителей Разгрузка снегоходов Разгрузка снегоходов Начало движения
Жилой городок строителей


Разгрузка снегоходов


Разгрузка снегоходов


Начало движения



    Утром пасмурно, небольшая метель. Сборы палатки и загрузка саней затянулись до 10:27. Двинулись в путь. Тундрой по-прежнему очень жёсткий наст с застругами. Где встречаются, едем пролесками, там снег рыхлый и приятно немного насладиться мягким плавающим движением снегоходов, да смазать подвеску пухлым снегом. Кое-где получается ехать по заметённому автозимнику. А вокруг бескрайняя тундра. У нас только одно желание - скорее бы проехать нам к Игарке. Но быстро абсолютно не получается. За весть день к 20:00 проехали всего 140 км.
    С наступлением вечера сил совсем не было, и не было желания ставить палатку, готовить дрова и т.д. При подъезде к Тагулу выехали на жилой городок буровиков ООО "Уралгеопроект", попросились на ночлег. Спасибо ребятам огромное, нас разместили в теплых вагончиках. Мы отлично отдохнули.

Утро в тундре Утро в тундре Утро в тундре Утро в тундре
Утро в тундре


Утро в тундре


Утро в тундре


Утро в тундре


Заметённый автозимник на Ванкор По автозимнику На срезке по лесу На срезке по лесу
Заметённый автозимник на Ванкор


По автозимнику


На срезке по лесу


На срезке по лесу



    Чтобы наверстать отставание от графика, выдвинулись в путь рано утром в 05:00. Чем ближе мы подъезжали к Ванкору, тем лучше становился автозимник, и мы хорошо двигались по нему. Но, не доезжая 15 км до Ванкора, решили объехать КПП и срезали путь долиной озёр, чем значительно сократили время и расстояние. Выскочили в 09:45 на автозимник от Ванкора в Прилуки, а он в исключительно хорошем состоянии, вычищен и выглажен. На снегоходах можно лететь за 100 км/ч. Разумно держа скорость около 80-90 км/ч, и периодически заезжая в рыхлый снег для смазки подвески, быстро пролетели 150 км до КПП Прилуки. Тут тоже решили не показываться на КПП и срезали путь к Игарке тайгой, где был укатанный местными снегоходчиками путик.
    В Игарке нас ждали. Предварительно была договорённость с директором местного автопредприятия Владимиром Сергеевичем, что нас разместят на территории и при необходимости можно будет воспользоваться тёплым гаражом. Но мы ещё и на ночлег напросились в комнату отдыха работников, за что очень признательны гостеприимному хозяину.
    Встретил нас и местный снегоходчик и охотник Сергей Григорьевич, мы созванивались предварительно. Он помог нам сориентироваться на местности, произвести заправку наших канистр (что было бы без его участия сложно, ведь в пластиковую тару там бензин не наливают), заехать в магазин за кое-какой провизией, организовать горячую баню. Хорошо пообщались. Нас изрядно попугали рассказами про наледи и промоины на водохранилищах и горных реках. Но было обещано сопроводить нас через тайгу к выходу на Хантайское водохранилище, о чём мы очень благодарны.

Наледи в озёрах На автозимнике Ванкор-Прилуки Автозимник на Ванкор-Прилуки Стелла Игарка
Наледи в озёрах


На автозимнике Ванкор-Прилуки


Автозимник на Ванкор-Прилуки


Стелла Игарка



1-й день, 29 марта 2016 (Игарка - оз. Кета)
Общий пробег за день 219 км

    Утром непредвиденно долго собирались. Видимо, предыдущим вечером хорошо расслабились. Выехали с гостеприимной территории автобазы в 08:43. Провожатые - Сергей Григорьевич и его напарник, нас уже нетерпеливо поджидали на дороге. Погода солнечная. Дружно колонной, следуя за местными проводниками по натоптанному путику, быстро и без приключений выехали на берег Хантайского водохранилища в 10:40. Попили чаю, отблагодарили местных аборигенов за помощь, и тронулись в путь по водохранилищу.
    На Хантайском водохранилище мы ожидали много сложностей. Обильный снегопад и тёплая погода в эту зиму сделали опасным движение по водохранилищу. Лёд обрушился, образовав огромные протяжённые котловины, заполненные водой и прикрытые свежим снегом. Глубина воды непредсказуемая. Но сильнейшая непогода с метелью и штормовым ветром, так что крыши с домов срывало в Норильске, за несколько дней до нашего выезда, значительно улучшила ситуацию. Рыхлый снег по верху взялся настом, а большие заструги немного сравнялись. Вполне комфортно двигались с санями на скорости около 70-80 км/ч. Старались смотреть за рельефом льда и ехать верхами изломанного льда. Снегоходы очень часто проваливались в снежную кашу, и выступала вода, но скорость движения позволяла проскочить по инерции опасные участки. Притормаживали для отдыха или перевязки нагруженных саней только на высоких местах, где заведомо не должно быть воды. Кстати, сани были перегружены топливными канистрами и постоянно норовили развязаться или выскочить из-под стяжек, прыгая на застругах. Приходилось притормаживать и поправлять/подтягивать стяжки. Лишь, когда несколько канистр было слито в снегоходы, груз принял своё место и сани не доставляли сложностей.
    Проехав по водохранилищу около 60 км, в 13:00 добрались до Хантайской ГЭС и посёлка Снежногорск. Довольные, что неплохо движемся и удачно избегаем трудностей с наледями, решили устроить полноценный горячий обед, который затянулся почти на 2 часа. Во время обеда пытались созвониться с Сергеем из Снегжногорска, с которым мы списывались через Интернет и который помогал нам информацией, но, к сожалению, он был на работе вне зоны действия сотовой сети.
    Севернее Снежногорска на водохранилище какое-то время появлялись занесённые снегом следы местных снегоходчиков. Кое-где были видны следы борьбы с наледями. Но мы, как и прежде, удачно проносились по ледяному безбрежному полю, взрыхляя снежно-водяную кашу. Около 18:00, преодолев ещё 80 км по водохранилищу от Снежногорска, мы оказались в северной части залива Могокта.
    По плану предполагалось в этот день добраться до озера Кета, где определённо должны были быть рыбацкие избы. Перешеек суши между Хантайским водохранилищем и озером Кета составляет около 12 км. Судя по картам и спутниковым снимкам небольшие озерца и болота с кустарником, никаких сложностей не предвещалось. Соответственно, не смотря на приближающиеся сумерки, немного отметили удачное прохождение водохранилища и решили двигаться к озеру, чтобы заночевать в избе, а не тратить время на установку палатки. Но уже не раз так бывало, что изменив своим правилам ставить лагерь до наступления темноты, и, казалось бы, чуть-чуть проехать, это всё оборачивалось в затяжное приключение. Вышло всё и в этот раз точно также. Поначалу хорошо ехали между кустарников, преодолевая небольшие водоёмы. Но постепенно рельеф изменился, и мы попали в нескончаемый лабиринт небольших оврагов. А глубокий по пояс снег в этих оврагах, не тронутый ветрами, в определённый момент сковал движение наших снегоходов. Даже без саней снегоходы не могли тронуться с места. И вроде бы до конечной нашей цели - озера Кета недалеко, но проехать не можем.
    До полуночи выбирались на более-менее возвышенное место. Но ночь наступила абсолютно беспросветная, и нырять по темноте в очередной овраг этого запутанного лабиринта было бы неразумно. Да и мы уже на нескольких километрах пути вымотались. По-хорошему, ставить бы палатку и ложиться спать, но оглянувшись вокруг, стало жутко - местность гиблая, чёрные искорёженные лиственницы, обросшие свисающим мхом, одновременно у всех какое-то внутренне чувство отторжения этого места и ощущения негативной энергетики. Единогласно решено было не ставить палатку, а разводить костёр, ужинать и дожидаться рассвета так.
    И тут мы увидели чудо - необыкновенно красочное северное сияние, которое всеми цветами радуги переливалось над нами в небе. И непредвиденные сложности мы восприняли, как какой-то знак сверху, чтобы притормозить и увидеть эту красоту. Иначе бы доехали до избы, завалились бы спасть, и ничего бы не увидели...

Наши проводники из Игарки Хантайское водохранилище Хантайское водохранилище Хантайское водохранилище
Наши проводники из Игарки


Хантайское водохранилище


Хантайское водохранилище


Хантайское водохранилище


Снежногорск На выходе с водохранилища На пути к озеру Кета На пути к озеру Кета
Снежногорск


На выходе с водохранилища


На пути к озеру Кета


На пути к озеру Кета


Северное сияние Северное сияние Северное сияние Северное сияние
Северное сияние


Северное сияние


Северное сияние


Северное сияние



2-й день, 30 марта 2016 (оз. Кета)
Общий пробег за день 99 км

    Ночь была морозная, -28С. У костра тепло, чуть в полудрёме разговаривали за жизнь, скоротали ночь. Ближе к 04:00 рассвело. Нашему взору предстал настоящий лабиринт оврагов и холмов. Ночью в темноте мы тут точно бы долго ехали. Ну а тут всё видно и, взобравшись на ближайшую возвышенность, просмотрели окрестности и выявили оптимальный путь. Тронулись в путь в 04:02. Всего один час пути и мы выехали на берег озера Кета в 05:06.
    Совсем не спали ночью, поэтому у всех было лишь одно желание - найти какую-нибудь избу и завалиться спать. В заливе на протеке к озеру Мускун нашли избу, но она оказалась полуразрушенной. Двинулись дальше. На топографической карте значилась изба на примыкающем озере Ханавунбискан, завернули туда, но там только остов избы остался. Следующую избу нашли на островах Кальтор. Большая изба, но в процессе ремонта, спать не вариант. Рядом банька небольшая. А мы к этому моменту уж окончательно околели на утреннем морозе да после бессонной ночи. Решили сделать небольшую остановку, растопили печь в баньке, она быстро нагрелась. Мы тесно, но тепло и уютно, расположились на полатях и позавтракали, отогрелись хорошенько. В 10:20 двинулись дальше.
    Периодически по озеру выступала вода под снегом, но мы хорошо двигались и на скорости успешно пролетали эти участки. Проехав около 14 километров, на реке Эвкит нашли большую избу с множеством вспомогательных построек, но всё заперто на ключ. Открытую доступную избу нашли недалеко от впадения реки Одынджалки. Хорошая изба вполне может вместить четырёх путников. Но мы, уже разгорячённые и вошедшие в азарт, решили не останавливаться, а наверстать дневной план и доехать до Биостационара "Озеро Кета", расположенного на восточной оконечности озера Кета.
    Большие наледи были в месте впадения реки Аммундакты, но мы об этом были предупреждены ранее и в этом месте держались противоположного северного берега. Без приключений проскочили и этот участок. На Биостационар приехали в 10:52. Погода шикарная, солнышко разогрело, ветра нет, звенящая тишина и красота вокруг! Уже вроде и спать не охота...
    Биостационар "Озеро Кета" заповедника "Путоранский" состоит из хозяйской избы, где есть шесть спальных мест, трёх гостевых домиков по четыре места, и большой бани. Конечно же, у нас было желание натопить баню, но бессонная ночь брала своё, и силы кончались. Поэтому наготовили дров, натопили избу, пообедали и поужинали, и легли отсыпаться.


На озере Кета На озере Кета На озере Кета На озере Кета
На озере Кета


На озере Кета


На озере Кета


На озере Кета


На озере Кета На озере Кета На озере Кета На озере Кета
На озере Кета


На озере Кета


На озере Кета


На озере Кета


На биостационаре На биостационаре На биостационаре На биостационаре
На биостационаре


На биостационаре


На биостационаре


На биостационаре



3-й день, 31 марта 2016 (перевал Орокан)
Общий пробег за день 35 км

    Утром погода кардинально изменилась, очень пасмурно, температура воздуха около нуля, валит свежий снег. Выехали с базы в 09:52. Остаток пути по озеру Кета проскочили легко. Но как только вышли на берег, чтобы начать подъём вдоль реки Орокан на перевал, снег стал абсолютно иным. Рыхлый и мягкий, снегоходы валятся, чуть газу поддать и снегоходы садятся. Идём в натяг. Периодически приходится отцеплять сани и тропить дорогу. И чем выше к перевалу, тем чаще. Поднимаемся левым берегом реки. Постепенно лес сгущается у реки, и овраги увеличивают крутизну. Забираемся подальше от реки, ближе к горе, там относительно равномерные подъёмы в виде холмов и ступеней. Тропим без саней, возвращаемся, цепляем сани, и движемся вперёд. И так несколько заходов...
    На перевал взобрались в 13:48. Красота вокруг. Масштабность картинки, открывающейся с перевала в долину озера Кутарамакан, необыкновенно впечатляет. Неординарно сильное место. Радость покорения перевала расстраивает лишь пасмурная погода и падающий снег - для фотографий отвратительная погода.
    Пообедали, любуясь видами с перевала. Начали искать спуск с перевала. Сверху только отвесные скалы проглядываются. Ступенями спускаемся, ища оптимальный путь. И вот на одной из ступени ошиблись в выборе правильного направления на спуск, но снег не пустил обратно. Снегоходы даже без саней не ехали в гору. Пришлось уже искать варианты спуска в этом не совсем верном коридоре. Получилось найти занесённую снегом ложбинку, видимо ручей, между отвесных скал. Очень крутой спуск с перепадом высоты около 10 метров. Подрезали лопатами снег, подпилили кусты, сделали дорогу на спуск. Первый снегоход без саней слетел камнем вниз абсолютно неуправляемым. Поэтому сани спускали на верёвках.
    Тут чуть-чуть не произошло несчастье. Одни из саней сорвались с уступа и без страховки слетели вниз. Гружёные 400 килограммами груза сани в нескольких сантиметрах пролетели возле стоящего внизу снегохода. Но всё обошлось. Дальше спуск был несложный. Петляя по лесу, постепенно спустились к озеру Кутарамакан. Берегом проехали к базе "Кутарамакан" в 17:56.
    База большая. Основной хозяйский дом заперт на ключ. Есть большой гостевой дом. Вид из окна обалденный! Летом тут, наверняка, очень здорово.
    Разместившись в гостевом домике, затопили баню. С удовольствием, после напряжённого дня, попарились в бане, помылись снегом. Ночевали в очень комфортных условиях.


На подъёме в перевал Орокан На подъёме в перевал Орокан На подъёме в перевал Орокан На подъёме в перевал Орокан
На подъёме в перевал Орокан


На подъёме в перевал Орокан


На подъёме в перевал Орокан


На подъёме в перевал Орокан


На подъёме в перевал Орокан На перевале Орокан Вид с перевала на озеро Кутарамакан Вид с перевала на гору Чаякит
На подъёме в перевал Орокан


На перевале Орокан


Вид с перевала на озеро Кутарамакан


Вид с перевала на гору Чаякит


База На спуске с перевала Орокан На спуске с перевала Орокан На спуске с перевала Орокан
База "Кутарамакан" (вид с перевала)


На спуске с перевала Орокан


На спуске с перевала Орокан


На спуске с перевала Орокан


База Кутарамакан База Кутарамакан База Кутарамакан База Кутарамакан
База Кутарамакан


База Кутарамакан


База Кутарамакан


База Кутарамакан



4-й день, 01 апреля 2016 (р. Иркингда)
Общий пробег за день 41 км

    Утром погода по-прежнему пасмурная, валит снег, температура аномально тёплая +3С. Тронулись в путь в 08:00. Выехали на озеро Кутарамакан и какое-то время стояли, восхищаясь величием горы Чаякит на противоположном берегу. Необъяснимо завораживает эта скалистая гора.
    Пересеки озеро, и въехали в разветвлённое устье реки Иркингда. Местами промоины и полыньи, кое-где лёд обвалился, но успешно всё обруливаем. Как только все рукава устья реки сошлись в единое целое, река стала широкой и почти сплошь от берега до берега наледи. Причём наледи необыкновенно красочного бирюзового цвета. Движемся по наледям. Где-то лёд, где-то вода и снежная каша глубиной от нескольких сантиметров и почти до колена. На скорости проходим. Берегом идти не вариант - снег не пускает, очень рыхлый. Кое-где встреваем, снежное месиво не отпускает, расцепляемся и дёргаем друг друга, движемся дальше...
    Пробрались от озера по реке вглубь восьми километров. Начался каньон, который выше по течению выходит на водопад. Нужно искать объезд. Как только взобрались на берег, снегоходы утонули в снегу. Тяжёлый, рыхлый, а глубже рассыпчатый как песок, снег не пускает нас. Чуть горка впереди и мы не можем тронуться с места. Топтать не получается, тропа не встаёт. На абсолютно безобидных с виду уклонах отцепляем сани и тащим их лебёдками в горку. Тяжело и медленно, но упорно движемся вверх.
    Взобрались на более-менее пологие площадки, внизу каньон. Но, как оказалось, дальше нас ждёт череда глубоких оврагов, изрезавших поперёк тайгу потоками воды с гор. Пытаемся прижиматься к горам, но там огромные валуны, следы камнепадов. Тыкаемся, ища нужный путь, молимся богам, бурханим... И вот интуитивно находим нужный проход. Выбираемся из очередного лабиринта полосы препятствий. И нашему взору вдалеке открывается самый впечатляющий для нас в этом путешествии водопад - Иркингдинский. Даже издалека неимоверно притягателен этот огромный водопад.
    Торопимся вниз, осталось всего-то найти пусть на спуск... Вниз всегда легче, чем вверх, а особенно в таком снегу, как достался нам в этот день. В 15:40 упали к водопаду, пройдя с утра от базы около 14 километров. Река Иркингда перед водопадом раскинулась в ширину на несколько сотен метров, и бирюзовая гладь наледей уходит за горизонт. Но мы всё бросаем и идём к водопаду.
    Иркингдинский водопад настолько масштабен, что никакая фотография в принципе не может передать его мощь. Неукротимая энергия падающей воды гипнотизирует. Под толщей голубого льда поток воды отдаётся низкочастотным звуком, действующим гипнотически. Мы не можем тронуться с места, неведомые силы держат нас, хочется остаться в этом необыкновенном месте...
    Но нужно двигаться дальше. Сожалеем о том, что пасмурно и фотографии наверняка неудачные, клянёмся себе, что приедем сюда ещё раз.
    Выезжаем на привычные уже нам наледи и едем вверх по реке. С лёгкостью пролетели по реке около пятнадцати километров. Но вот река стала уже и местами делится на рукава. Появились пороги. К наледям добавились промоины. Кое-где обрушился лёд. Пытаемся идти берегом, но это нереально, снег не пускает. Возвращаемся на протоку. Периодически проваливаясь и вызволяя снегоходы и сани, пытаемся двигаться вперёд. В очередной раз третий в колонне снегоход проваливается, зависая на подножках, но сани уходят под воду. Долго и тяжело выручаем из реки утопленное. Вымокли основательно. Забираемся на берег и в ближайших сосёнках разбиваем лагерь, время 18:08, снег валит стеной и тает на сиденьях снегоходов.
    Вечером вспоминаем, что сегодня пятница - конец рабочей недели, и за ужином переходим на алкогольные коктейли, пытаемся снять дневной стресс...


На фоне горы Чаякит В устье реки Иркингда Река Иркингда Река Иркингда
На фоне горы Чаякит


В устье реки Иркингда


Река Иркингда


Река Иркингда


На обходе Иркингдинского каньона На обходе Иркингдинского каньона Иркингдинский водопад Иркингдинский водопад
На обходе Иркингдинского каньона


На обходе Иркингдинского каньона


Иркингдинский водопад


Иркингдинский водопад


Иркингдинский водопад Иркингдинский водопад Иркингдинский водопад Река Иркингда
Иркингдинский водопад


Иркингдинский водопад


Иркингдинский водопад


Река Иркингда


Река Иркингда Река Иркингда Вечер… Вечер…
Река Иркингда


Река Иркингда


Вечер…


Вечер…



5-й день, 02 апреля 2016 (р. Иркингда - оз. Манумакли)
Общий пробег за день 43 км

    Утром по-прежнему тепло и сыплет снег. Оперативно собираемся и в 09:03 трогаемся, планируя дойти в этот день до озера Манумакли. Снег чрезмерно тяжёлый. Лесом снегоходы абсолютно не идут. Движемся по реке. Но даже по реке часто не получается тронуться снегоходу с санями. Расцепляемся множество раз, топчем дорогу. Снег совсем сырой. Но это и позволяет укатывать его. Поэтому в какой-то момент производим ротацию, первый снегоход освободили от саней, а за крайний четвёртый зацепили двое саней друг за друга. Первый без саней пробивает путик, второй и третий топчут, а крайний уже катится как по асфальту, не смотря на двое саней сзади.
    Падающий мокрый снег забивает снегоходные очки, а без очков совсем невозможно ехать. Общая пасмурность скрадывает всё и видимость нулевая. А на реке периодически, то промоины, то наледи, то лёд проваливается, а там пустота. Следующие снегоходы только-только успевают отруливать от образовывающихся жутких проломов. Местами перекаты, вода под снегоходами. Встречается несколько прижимов с перепадом воды. Иногда проваливаемся, но не критично. В тех местах, где река расширяется, наледи от берега до берега, вода течёт поверху сплошным потоком. Был бы мороз, всё замерзало бы, а нам досталась аномально теплая погода.
    Попадаются следы оленьих стад, очень много и совсем свежие. Но, видимо, мы оленей распугиваем своими снегоходами. Чем ближе к озеру, тем следов больше.
    В 15:21 доехали до озера Манумакли, дневной план выполнили. Там на берегу в лесу есть изба, однако, очень маленькая. Только двое могут разместиться. Но есть ещё холодная пристройка, типа сеней. Пришлось немного подлатать, окна плёнкой заделать и щели законопатить. Но из-за перепада температур пристройка эта ночью текла конденсатом и ребята, кто там спали, промочили спальники. А в целом хорошо отдохнули.


Утро в тайге Утро в тайге На реке Иркингда На реке Иркингда
Утро в тайге


Утро в тайге


На реке Иркингда


На реке Иркингда


На реке Иркингда На реке Иркингда На реке Иркингда На реке Иркингда
На реке Иркингда


На реке Иркингда


На реке Иркингда


На реке Иркингда


На реке Иркингда На реке Иркингда Изба на озере Манумакли Изба на озере Манумакли
На реке Иркингда


На реке Иркингда


Изба на озере Манумакли


Изба на озере Манумакли



6-й день, 03 апреля 2016 (оз. Манумакли - р. Нёрал)
Общий пробег за день 55 км

    Утром встали выспавшиеся и отдохнувшие. Специально проснулись очень рано, чтобы успеть за день дойти до Нёральского водопада и до наступления темноты найти обход каньона. В 07:25 уже стартанули от избушки.
    Выскочили на озеро Манумакли. И тут один из наших снегоходов начал греться. В ходе осмотра выявлено, что бежит радиатор охлаждения расположенный по тоннелю снегохода, вся гусеница в зелёном атифризе. Вернулись к избе, принялись за ремонт. Откинули на снегоходе подвеску с гусеницей. Обнаружилось следующее: на радиаторе в центральной части трещина длиной около 15 сантиметром и шириной 1-2 миллиметра. Как её заделывать - абсолютно непонятно. Пробовали зубилом и молотком спрессовать трещину, но это не получилось. Перебирали в голове и пробовали другие всевозможные варианты, но ничего не действенно. Клей эпоксидный, холодная сварка - не держатся на этом сплаве. Стандартный герметик радиатора не забивает такую большую трещину. Позвонили по спутниковому телефону на большую землю, есть у меня друг Илья Диденко - на все руки мастер, в любой технике разбирается и много опыта по ремонту. Он дал зацепку к гениальной идее, подсказал, что раньше для ремонта радиаторов охлаждения автомобилей использовали яичный белок, который забивался на место течи и при нагревании сваривался и герметизировал радиатор. А мы уже развили эту тему дальше. Решено было мочить во взбитом яйце медицинский бинт и максимально плотно забивать в трещину радиатора. После запуска двигателя и прогрева радиатора яичный белок должен был зафиксировать бинт и полностью устранить течь. Надо заметить, что взбитые куриные яйца у нас были в достаточном количестве для приготовления яичниц и омлетов на завтраки.
    Принялись за дело. Тщательно промокали бинт в яичном белке и отвёрткой плотно набивали бинт в трещину радиатора. Когда закончили, озадачились вопросом что заливать радиатор. Антифриза в нужном количестве не было. Была идея залить спирт, но тут же вспомнили, что спирт вступит в реакцию с белком. Поэтому не оставалось ничего, кроме как лить воду в радиатор. Предварительно натопили снег, нагрели, и залили в радиатор. Запустили двигатель. Поначалу забитая трещина текла обильно. Но, как только радиатор прогрелся, течь почти прекратилась - одна капля в десять секунд. Ура, получилось!
    В 13:48 повторно тронулись от избы. Проехали насквозь озеро Манумакли. Небольшой лесной перешеек и мы выскочили на реку Бургул. Опять глубокий рыхлый снег. Большие наледи, иногда от берега до берега реки, глубина от по щиколотку до по колено. Несколько раз подсаживаемся, но без особых усилий вылезаем и движемся дальше. На реке и по берегам бессчётное количество свежих оленьих следов. Видно, что их здесь пасётся стадами очень много. Отремонтированный снегоход исправно работает. Погода изменчива, то пасмурно тёмная, то ослепительно солнечная.
    Добрались до реки Нёрал. Тут начались другие сложности - сухой лёд. Это когда уровень воды в реке упал, а лёд равномерно остался висеть над пустотой. Внешне ничто не предвещает опасности, ровная поверхность льда на реке от берега до берега. Но проезжая на снегоходе, лёд от нагрузки обрушается, а под ним пустота. Глубина от полуметра до двух метров. Иногда там внизу вода, а иногда сухие камни. Жуткое дело, если провалиться туда. На скорости лёд под снегоходом с санями проваливался, это чувствуется всем телом, но успеваешь выскочить, если не тормозить. А за снегоходом образуется огромная дыра. Опасно следующему снегоходу, влететь на скорости в такую зияющую дыру - это может быть фатально. Поэтому двигались быстро, чтобы не провалиться, но держа дистанцию, чтобы последующему снегоходу успеть сориентироваться и отвернуть от обрушенного льда. Помогала интерком-связь, своевременно удавалось предупредить об опасности.
    Адреналина выплеснули много на этом участке пути. Но удачно проскочили все сложные моменты и в 18:09 были на Нёральском водопаде. Искать объезд Нёральского каньона было уже поздно. Остановились на ночёвку в палатке. Погода холодала, -15С. Снегоход с водой в радиаторе загнали в сугроб и накрыли пологами, периодически прогревали, чтобы не разморозить радиатор.


На озере Манумакли На озере Манумакли Ремонт радиатора снегохода Ремонт радиатора снегохода
На озере Манумакли


На озере Манумакли


Ремонт радиатора снегохода


Ремонт радиатора снегохода


На реке Бургул На реке Бургул На реке Бургул На реке Бургул
На реке Бургул


На реке Бургул


На реке Бургул


На реке Бургул


На реке Бургул На реке Бургул Вечер: Вечер:
На реке Бургул


На реке Бургул


Вечер...


Вечер...



7-й день, 04 апреля 2016 (вдп. Нёральский - вдп. Б. Курейский)
Общий пробег за день 54 км

    Утром в 09:20 выдвинулись в путь. Долго искали место, где можно уйти с реки вверх на обход каньона Нёральского водопада. Нашли еле заметную старую просеку или путик заросшиый тальником. Взобрались наверх, но дальше этот путик потерялся. Шли по азимуту, редкий лес позволял идти по направлению. Снег поменял структуру и почти не засаживались, шли хорошо. Где-то в середине обхода подъехали к краю каньона. Впечатляющая картина, огромный каньон, поражаешься силе воды, которая в скалах смогла пробить такое грандиозное ущелье.
    После обхода каньона какое-то время тыкались, ища спуск к реке. Или край обрывистый, или лес непроходимый. Но вот интуитивно опять нашли в чаще леса старый прорубленный путик. Спустились к слиянию рек Нёрал и Яктали. Выдохнули! Самые сложные планируемые препятствия нашего маршрута преодолены. В душе эйфория. Дальше только дальняя дорога по широким промёрзшим рекам.
    По реке Яктали никаких сложностей для движения не было. Ни наледей, ни сухого льда, река широкая. Быстро долетели до слияния с рекой Курейка. Там на мысу стоит зимовье, в котором мы планировали остановиться на ночёвку.
    Мы проверили зимовье, отцепили гружёные сани, и пока светло решили, не теряя времени проехать к Большому Курейскому водопаду, который расположен вверх по течению в шести километрах от зимовья. Налегке без саней с удовольствием прохватили по ущелью. Сам водопад Большой Курейский разочаровал нас. Зимой его почти нет совсем, голые скалы и небольшой падающий ручеёк. Больше понравился безымянный бирюзового цвета водопад недалеко на подъезде. Сказочные краски этого водопада высотой в несколько десятков метров впечатляют.
    Вернулись в зимовье. Занялись хозяйственными делами. Обнаружили сарай-гараж, загнали туда наш ремонтированный снегоход. Откопали небольшую баньку, она почти совсем покосилась, но печь вполне исправно разгорелась. Устроили банный вечер, парясь в баньке и моясь снегом.


Нёральский водопад Нёральский каньон Нёральский каньон На обходе Нёральского каньона
Нёральский водопад


Нёральский каньон


Нёральский каньон


На обходе Нёральского каньона


На обходе Нёральского каньона На выходе с Нёральского каньона На выходе с Нёральского каньона На слиянии с рекой Яктали
На обходе Нёральского каньона


На выходе с Нёральского каньона


На выходе с Нёральского каньона


На слиянии с рекой Яктали


На реке Яктали На реке Яктали Водопад на реке Курейка Водопад на реке Курейка
На реке Яктали


На реке Яктали


Водопад на реке Курейка


Водопад на реке Курейка


Водопад на реке Курейка Водопад на реке Курейка Большой Курейский водопад Большой Курейский водопад
Водопад на реке Курейка


Водопад на реке Курейка


Большой Курейский водопад


Большой Курейский водопад


Каньон реки Курейка Каньон реки Курейка Зимовье на реке Курейка Зимовье на реке Курейка
Каньон реки Курейка


Каньон реки Курейка


Зимовье на реке Курейка


Зимовье на реке Курейка


Зимовье на реке Курейка Зимовье на реке Курейка Зимовье на реке Курейка Закат на реке Курейка
Зимовье на реке Курейка


Зимовье на реке Курейка


Зимовье на реке Курейка


Закат на реке Курейка



8-й день, 05 апреля 2016 (оз. Дюпкуп)
Общий пробег за день 40 км

    Ночью резко поменялась погода, сильный пронизывающий ветер, холодно -28С. Снегоход наш прогревали, но, видимо, где-то под утро сквозняком даже в сарае прихватило радиатор. Двумя бензиновыми горелками сумели отогреть. Наша заплатка на месте, всё нормально. Навели порядок в зимовье, мысленно сказали спасибо за гостеприимство и 09:14 двинули по реке Курейка.
    Снежный наст жёсткий, мороз сковал снег, никаких препятствий на реке, едем на скорости. Но вот в какой-то момент притормозили на техническую остановку в несколько минут, тронулись, а снегоход наш "инвалидный" начал греться. На пронизывающем ветру опять прихватило радиатор. На реке бесполезно заниматься отогревом радиатора, ветер по ущелью как в аэродинамической трубе. Недалеко юный кордон заповедник. Дотянули до туда. Там полноценный гараж с печкой. Расчистили снег, загнали снегоход. Долго отогревали, заплатка наша выдавилась. Пришлось заново скидывать подвеску с гусеницей и заниматься ремонтом радиатора. Закончили уже далеко после полудня.
    Приняли решение ночевать на кордоне. А на следующий день уже идти до упора в Светлогорск. Так, чтобы исключить ночёвку в тайге и в очередной раз не разморозить радиатор. По спутниковому телефону связались с посёлком и предупредили о неисправности и необходимости тёплого гаража. А дополнительно на снегоходе заткнули и утеплили моторный отсек, чтобы максимально отводить тепло на радиатор в тоннель.


На озере Дюпкун На озере Дюпкун На озере Дюпкун На озере Дюпкун
На озере Дюпкун


На озере Дюпкун


На озере Дюпкун


На озере Дюпкун


Гора Трапеция На озере Дюпкун Юный кордон заповедника Закат на озере Дюпкун
Гора Трапеция


На озере Дюпкун


Юный кордон заповедника


Закат на озере Дюпкун



9-й день, 06 апреля 2016 (р. Курейка - Светлогорск)
Общий пробег за день 321 км

    Проснулись с рассветом. Выехали с кордона в 05:24. По-прежнему очень холодно, пронизывающий ветер. Планируем дотемна приехать в Светлогорск, "всего-то" три сотни километров.
    Мороз пробирает насквозь, скорость движения большая. Холодная погода сделала своё дело, жёсткий наст везде и мы легко летим на скорости около 85-90 км/ч. Наш "раненый" снегоход держится, не греется, всё нормально. Периодически останавливаемся, чтобы размяться. Периодически встречаются промоины на реке, заранее их видим и объезжаем. Легко долетели до метеостанции на реке Курейка недалеко от впадения реки Энде.
    Дальше появился еле заметный заметённый след снегохода. Мы были очень рады видеть его. Почти тысячу километров нашего пути никаких признаков человека. Восьмой порог, которого мы немного опасались, прошли быстро и уверенно благодаря имеющемуся снегоходному следу. Но снег поменялся опять, стал рыхлым и сыпучим, чуть стоит потерять накатанный старый след и снегоходы вязнут в глубоком снегу. Приходится отцеплять сани, копать, дёргать. Рано мы расслабились. Но постепенно река опять стала широкой, и появился уверенный наст. Быстро полетели дальше.
    Не доезжая до Светлогорска около 80 километров, встретили местного охотника Виктора Шереша. У него поломка на снегоходе - оборвало центральный амортизатор. Естественно, помогли, сгоняли до леса, привезли берёзовое полено и сделали временную деревянную подвеску у снегохода. Все вместе двинулись в сторону посёлка. Но оказалось, что неисправность с подвеской была заразной - на нашем "раненом" снегоходе точно также оборвало центральный амортизатор, не проехав и 10 километров от места нашей встречи. При обрыве амортизатор попортило и нашу заплатку на радиаторе. Пришлось глобально заниматься ремонтом, но мы уже натренированные, и достаточно быстро восстановили герметичность радиатора, натопили снега и заполнили систему охлаждения, загнали берёзовое полено в подвеску.
    В Светлогорск приехали с наступлением темноты. Нас гостеприимно встречал Валерий, за что отдельное спасибо. Раненый снегоход и гружёные сани загнали в тёплый гараж. Нас разместили в местной гостинице. Мы наскучались по комфорту и восприняли эту служебную гостиницу как пятизвёздочный отель. Тепло, горячий душ, мягкая постель. Как мало нужно для счастья...


На реке Курейка На реке Курейка Метеостанция на реке Курейка Метеостанция на реке Курейка
На реке Курейка


На реке Курейка


Метеостанция на реке Курейка


Метеостанция на реке Курейка


Восьмой порог на реке Курейка Восьмой порог на реке Курейка Встреча под Светлогорском Ремонтное бревно
Восьмой порог на реке Курейка


Восьмой порог на реке Курейка


Встреча под Светлогорском


Ремонтное бревно



10-й день, 07 апреля 2016 (Светлогорск - Игарка)
Общий пробег за день 130 км

    Утром не могли проснуться, расслабились в комфорте. Выбрались из гостиницы только в 09:48. Перевязали сани, пустые канистры оставили в посёлке. Двинулись в путь в 11:45.
    Поначалу была хорошая укатанная буранка. Но потом навстречу попались два гусеничных вездехода, которые всю дорогу до Игарки испортили основательно. По пухляку тяжело идут снегоходы. А дорога в глубоких колеях от гусениц. Очень неприятный и некомфортный участок маршрута получился.
    В Игарку приехали в 18:45. Нас по-прежнему гостеприимно встретили на автобазе и разместили на ночлег. Мы планировали заниматься основательным ремонтом нашего "раненого" снегохода, но вечером за ужином приняли решение последний бросок до автомобилей сделать так, как есть с заплаткой в радиаторе и с бревном вместо амортизатора.


На старте из Светлогорска На старте из Светлогорска Дорога на Игарку вдоль ЛЭП Дорога на Игарку вдоль ЛЭП
На старте из Светлогорска


На старте из Светлогорска


Дорога на Игарку вдоль ЛЭП


Дорога на Игарку вдоль ЛЭП



Путь к автомобилям, 08 апреля 2016
Общий пробег за день 385 км

    Эмоционально устали, очень хотелось поскорее преодолеть тундру и добраться до наших автомобилей. Выехали с автопредприятия в 07:03. Знакомым путём форсировали Енисей, и вышли на зимник. Летели хорошо. На подъезде к Ванкору свернули своим следом в долину озёр, чтобы не заезжать на КПП. Укатанным нашим следом быстро двигались. Вышли в тундру, снег изменился, стал мягче, заструги проходились легко. Только вот очень солнечно и белоснежная гладь слепит, всё сливается. Периодически, не заметив в солнечных бликах рельефа, влетали в овраги, но без последствий.
    На стоянку с нашими автомобилями въехали по темноте в 21:31. А здесь уже всё черным-черно, грязь под ногами, резко весна пришла.
    Нас гостеприимно встретили, пустили в баню. Ночевали мы в автомобилях.


Дорога домой, 09-10 апреля 2016
Общий пробег за 2 дня 2180 км

    Дорога домой всегда быстра. Очень легко за два дня добрались до Омска. По пути поражались и удивлялись бурной весне. Мы только что были в зиме, а сейчас везде всё тает и грязь. На подъезде к Омску и вообще не осталось снега и зеленеет трава. Так мы пропустили весну в этом году...


Наш любительский фильм








Карта маршрута и путевые точки



    Обсуждение экспедиции на форумах:
    - snowmobile.ru - всё о снегоходах и не только


Последнее обновление ( 13.02.2017 г. )
 
« Пред.   След. »
Популярное