Семейное путешествие "Алтай-2010" PDF Печать E-mail
Автор Шпук Алексей   
09.08.2010 г.
Период поездки: 24.07.2010-01.08.2010


Предисловие

Хотя бы на неделю вырваться из цивилизации на Алтай - это ежегодная традиция. В этом году на конец июля были грандиозные планы. Однако к моменту поездки мой автомобиль (TLC-120) был неработоспособен. Но слишком накопилось напряжение рабочих и бытовых забот, и хотелось уехать хоть куда-то на Алтай. Да и по времени других вариантов не было. Решили не отменять поездку. Поехали на "младшем брате" - Toyota RAV4. Маршрут проложили в долину реки Чулышман, ведь в 2008 году мы не побывали на самом крупном Алтайском водопаде Учар (Чульчинские водопады). Путешествовали тремя автомобилями: Я с семьёй на Toyota RAV4, Андрей с семьёй из Новокузнецка на Toyota Land Cruiser 80, Андрей с семьёй из Омска на Opel Monterey (всего с детьми 12 человек). С друзьями из Новокузнецка запланировали встретиться за Бийском. А Омичи уже неделю "болтались" на Алтае и поэтому договорились, что будут нас ждать в палаточном лагере "Поле чудес" на реке Ануй.

1-й день (24.07.2010)

Выехали из Омска в 05:00. В Новосибирске были в 11:40, попали на ремонт объездной дороги и на плотину заехали только около 14:00. Плановое время сбилось, а друзья из Новосибирска уже подъезжали к Бийску. Мы с опозданием на 1 час приехали на место встречи возле Белокурихи. Вместе двинулись дальше по знакомой дороге. Солнечно, но видно, что последние дни тут шли обильные дожди, на дорогах большие лужи и раскисшие обочины. То и дело попадались навстречу легковушки, на удивление их было очень много. Когда в 20:05 подъехали к базе "Поле чудес", то были в шоке - огромное множество автомобилей из разных городов, палатками заняты все пригодные для ночёвки места, тусуется молодёжь. А в предыдущие наши посещения этого места, было тут тихо и дико. Как оказалось, в эти выходные здесь проходил фестиваль электронной музыки SUNVIBES-2010 (http://www.sunvibes.ru/), собравший около трех тысяч человек - клабберов и тусовщиков. Мы, конечно, были очень расстроены, так как стремились уехать подальше от цивилизации, а приехали на многолюдный праздник. Но у Андрея уже был расставлен лагерь, и время было позднее, поэтому остались ночевать здесь.

2-й день (25.07.2010)

Утром собрали палатки и выдвинулись тремя автомобилями в путь. В прошлом году из-за дождей не смог показать друзьям водопады на реке Шинок. Поэтому запланировали хоть в этот раз добраться до водопадов. Как предварительно выяснил из разных источников, на водопады кроме основной дороги вдоль реки есть ещё объездная дорога через село Каракол, и, вроде как, она проезжая даже для легковушек. После дождей на RAV4 пытаться лезть по основной дороге было бы неблагодарной затеей, поехали разведать вторую дорогу. До села Каракол обычная щебёночная дорога. За селом грунтовка, первые 2,5 км проезжие для легковушек в любую погоду. А вот далее уже сложнее, после дождей на паркетнике тяжело, да и когда сухо много больших камней на дороге. Несколько крутых подъемов, где очень не хватает пониженной передачи, т.к. на скорости ехать мешают камни, а иначе двигатель не вытягивает. Местами по лесу есть грязевые засадные места, но объезжали кустами. Всего проехали от села Каракол 6,1 км, а далее ручей и болото, проходимое только на полноценном внедорожнике. Решили не ковыряться в грязи, оставили автомобили и вышли пешком в горы. За болотом на перевал проезжая в сухую погоду дорога (ещё около 2 км), но далее до водопадов 1,0 км только пешеходной тропы. Мы дошли до края скалы, откуда виден верхний водопад. Вниз спускаться не стали, собирался начаться дождь, и побоялись не выехать вовремя обратно.
Сравнивая две дороги на водопады, мне больше понравилась основная дорога вдоль реки Шинок. В сухую погоду примерно одинаковое количество препятствий на обоих направлениях, но потом пешеходный маршрут интереснее вдоль реки постепенно встречая на своём пути все водопады.
Обратная дорога была без проблем. Вышли на дорогу в Усть-Кан. После дождей очень провалилась дорога, много глубокой колеи. Средняя скорость движения не более 30-40 км/ч. А в предыдущие года я тут проезжал около 80 км/ч. В Усть-Кане дозаправились топливом. На ночёвку в 21:00 остановились возле Ябоганского перевала на безымянном притоке реки Ябоган.

По дороге к водопадам от села Каракол По дороге к водопадам от села Каракол По дороге к водопадам от села Каракол По дороге к водопадам от села Каракол
По дороге к водопадам от села Каракол


По дороге к водопадам от села Каракол


По дороге к водопадам от села Каракол


По дороге к водопадам от села Каракол


Ручей (конец дороги) Вид на верхний водопад реки Шинок Вид с перевала на долину реки Шинок Вид с перевала на Каракол
Ручей (конец дороги)


Вид на верхний водопад реки Шинок


Вид с перевала на долину реки Шинок


Вид с перевала на Каракол


Наши младшие дети Болото Болото После похода на водопады
Наши младшие дети


Болото


Болото


После похода на водопады


Загрузка автомобиля Брод на реке Каракол



Загрузка автомобиля


Брод на реке Каракол







3-й день (26.07.2010)

В 10:20 выдвинулись в сторону Чуйского тракта, чтобы попытаться сегодня успеть добраться до долины реки Чулышман. Поднявшись на перевал Чике-Таман, обнаружили, что он временно перекрыт на ремонтные работы. Ждать совсем не хотелось. Да и каждый раз я планировал проехать старой дорогой через перевал. Развернулся, спустился и ушёл на грунтовку. Старая дорога вполне проезжая и на легковом автомобиле. Узкая только, но разъезды со встречной есть, хотя нам встречных автомобилей не попалось. С дороги хорошо видна новая асфальтовая дорога на перевал. На вершине перевала есть проезд к новой дороге. Мы ушли на асфальт, восточный спуск с перевала не проезжали. Далее по пути останавливались на достопримечательностях - каменные стелы, слияние рек Чуя и Катунь, и т.д. В 16:45 были в Акташе, заправили полные баки, выехали на Улаган. По дороге возле Красных ворот новые мосты - это после весеннего паводка. Возле Улагана и Балыткуюля после дождей сыро, большие лужи, но засадных мест нет. За деревней отсыпанная щебёнкой широкая дорога протяжённостью около 10 км, и обустройство дороги продолжается дальше. Хотя и так всё грейдером пройдено. После 2008 года заметно лучше стал путь к Чулышману. На перевал Кату-Ярык выехали в 21:05. Друзья первый раз тут - кое-кто, испугавшись крутого уклона и узкой дорожки над обрывом, пошёл пешком. Потихоньку все спустились. Уже совсем темно. Решено ехать до места стоянки - впадение реки Чульча в Чулышман, этот около 23 км. Темно, только шум воды в реке слышен и кроме узкой дорожки ничего не видно. Дорога по-прежнему каменистая, не разгонишься. На место прибыли ночью в 00:05. Под светом фар поставили лагерь и отметили приезд на запланированный конечный пункт.

Возле перевала Ябоганский


Возле перевала Ябоганский


Вид на Усть-Кан


Возле перевала Ябоганский


Наша стоянка недалеко от Ябогана


Подороге от Усть-Кана к Туэкте


По дороге от Усть-Кана к Туэкте


По дороге от Усть-Кана к Туэкте


На перевале Чике-Таман


Вид со старой дороги на перевал


Старая дорога на перевал


Вид со старой дороги на перевал


Река Катунь


Возле реки Катунь


Отдых на реке Катунь


Дорога за селом Балыткуюль





В полевых цветах


На подъезде к перевалу Кату-Ярык






4-й день (27.07.2010)

Утром обнаружили, что в темноте очень даже неплохо выбрали место стоянки. Красиво, удобно и никого рядом нет. Занялись мелким ремонтом техники, обустройством лагеря и разведкой местности. Как оказалось, цивилизация уже спустилась в долину и чуть далее на реке уже весь берег реки отгорожен забором - территории для платного отдыха. Там же есть ларьки с продуктами, правда дорого всё, например, хлеб там стоит 70 рублей за булку. Думаю, что в ближайшие года мест для дикого отдыха там не останется. Река Чулышман в этом году очень разлилась, все броды затоплены, местные на моторных лодках смело гоняют по реке. Договорились, что за 500 рублей на лодке нас переправят на противоположный берег и обратно (это 5-6 пассажиров). Вечером переправились и прогулялись к Каменным грибам. Помокли под дождём, в остатках солнечного света попытались сфотографировать Каменные грибы. Вечером договорились на утро о переправе, чтобы сходить к основной цели путешествия - Чульчинские водопады (Учар) - самый крупный водопад на Алтае.
Долина реки Чулышман


Тренеровка скалолаза


Предостережение на пути к Каменным грибам


Вид на долину с Каменных грибов


Каменные грибы


Каменные грибы


Каменные грибы


Каменные грибы





На спуске с Грибов


Наш лагерь на Чулышмане





5-й день (28.07.2010)

Ночью гроза сбила все наши планы. Утром проливной дождь до 11:00. Пешеходный поход отложили на день. Чтобы не скучать два автомобиля отправились на ознакомительную разведку к Телецкому озеру. Я уже там был раньше и поэтому остался дежурным в лагере. Погода постепенно улучшилась, переменная облачность, иногда солнечно. Путешественники вернулись поздно вечером, грязные и усталые. Дорога к Телецкому озеру очень ухудшилась, грязевая колея, глубокие лужи. Проехали с трудом. На берегу озера всё завалено сушняком, отдыхающих с палатками нет.

6-й день (29.07.2010)

На водопад решили идти при любой погоде. Однако, с погодой повезло, утром было ясно и солнечно. В 09:00 выдвинулись из лагеря к переправе. За два захода форсировали реку. При этом заплатили по 100 рублей с каждого взрослого - входной билет в заповедник. Начали движение в горы в 09:40. Тропинка к водопадам идёт вдоль реки Чульча, местами прижимы, местами каменные осыпи, а внизу бурлящая река. За детей переживали, но им и самим страшно было, шли аккуратно. Несколько крупных ручьёв по камням и поваленным деревья переходили. Где-то на половине пути есть участок такой, что двигаться приходится прямо по скале. Тут лучше с верёвкой для страховки пролазить, мы брали с собой, но наша верёвка на понадобилась, кто-то там уже оставил закреплённую верёвку. Если нет детей в компании, то можно безбоязненно пройти и без страховки. К водопадам подошли в 13:45, пройдя от реки 8,1 км. Водопад впечатляет своей мощью, рядом с падающим потоком воды ощущается дрожь земли, как если бы рядом сваи забивали. Другого такого водопада я нигде не видел, для меня это пока самый красивый водопад. Возле водопадов есть островок, можно на него перебраться и там хорошая площадка с костровищем. Отдохнули, помочили ноги в водопаде, сфотографировались и в 15:50 вышли в обратный путь. Подошли к берегу в 19:10. Переплыли через Чулышман, рассчитались за лодку и отправились отдыхать.

Долина реки Чульча


Скальный участок по дороге на водопады


Тропа на водопады


Чульчинские водопады





Чульчинские водопады


Чульчинские водопады





7-й день (30.07.2010)

В 10:25 полностью свернули лагерь и выдвинулись к перевалу Кату-Ярык. На перевале полно иностранцев. Решили заехать на озеро Учкёль, это то, которое видно справа внизу, когда едешь от перевала в Балылкуюль. Нам в 2008 году там очень понравилось. В этот раз дорога оказалась сложнее. Низины между холмов затоплены водой ещё после весны. Ехали перескакивая с холма на холм. На RAV4 приходилось змейкой форсировать крутые подъёмы. На озере уровень воды значительно поднялся и, в отличие от прошлого нашего посещения, вода стала мутной, видимо, собрав с затопленных берегов всю грязь. Рыба сытая, ловиться не пожелала. Отдохнув на берегу поехали к цивилизации. Вечером в 21:10 были в Акташе и на реке Чуя остановились ночевать. Последний совместный вечер путешествия.

Долина реки Чулышман


Долина реки Чулышман


Долина реки Чулышман


Подвесной пешеходный мост


Перевал Кату-Ярык


Долина реки Чулышман


Озеро Учкёль


Дорога от перевала Кату-Ярык


8-й день (31.07.2010)

Утром в 10:00 выехали в сторону дома. В Горно-Алтайске Андрей из Новокузнецка ушёл в сторону на Турочак и далее на Таштагол. Андрей из Омска отстал, задержавшись у Майме. В Новокузнецк друзья приехали около 21:00. Мы приехали домой в 02:50. Андрей приехал в Омск в 07:45.


Карта маршрута и путевые точки



Последнее обновление ( 11.02.2017 г. )
 
« Пред.   След. »
Популярное