Закрытие сезона 2010 - рыбалка на Алтае PDF Печать E-mail
Автор Шпук Алексей   
04.11.2010 г.


Период поездки: 21-25 октября 2010


Предисловие

Так сложилось, что осенью в конце сентября или начале октября стараемся выскочить на Алтай половить хариуса на горных реках. Уж и не заядлые мы рыбаки, но рыбалка это повод вырваться на несколько дней из цивилизации. Предыдущие года ездили на реку Песчаную в Солонешном районе. Хариус, а иногда и таймень ловились с переменным успехом. Но в этом году по сведениям "агентурной разведки" рыбы там нет. Браконьеры выловили всё сетями и электроудочками. Вроде как, дальше в горы надо ехать на поиски рыбных мест. Появилась информация, что на реке Чарыш ловится рыба. Изучили места на Чарыше - оказывается там есть интересный маршрут проезда из Алтайского края в Республику Алтай (см. отчёты о поездках на wilddim.ru). Так и решено, едем на реку Чарыш в горы за посёлок Сентелек и затем далее выходим на посёлок Коргон.

1-й день (21.10.2010)

Утром в 05:00 выехали из Омска. Легко проехали участки до Новосибирска и Барнаула. На выезде из Барнаула были в 13:45, где дождались второго автомобиля друзей из Новокузнецка. Дальше дорога похуже, но приемлемая. В Алейске сошли с основной дороги, машин практически нет. В Усть-Калманке долили баки топливом. Вдалеке на горизонте появились освещенные солнцем горы. Весь день было пасмурно и только поднявшись в горы немного захватили вечернего солнца. Но всё кругом в свежем снегу. Когда в Сентелек въехали, стало уже темно. Планировали доехать до впадения реки Большая Татарка, это около 15 км от Сентелека. На выходе из посёлка немного заблудились с поиском нужной дороги, нужно правее и выше держаться. Дальше несколько километров хорошая грунтовка идёт вдоль берега реки Чарыш. Где-то через 4 км началась грязь и колея. Еще через 7 км дорога частично разветвлялась на верхнюю и нижнюю. Поехали нижней дорогой, там основная проблема в больших камнях. Дорожка узкая по краю обрывистого берега с торчащими камнями, где можно повредить автомобиль. В одном месте, обруливая камни, автомобиль мой потащило к обрыву. Причиной было мокрые мелкие камни, напитавшиеся протекающим поперек дороги ручьём. А в остальном, подсвечивая сложные места переносными фонарями и не торопясь, аккуратно двигались в нужном направлении. Однако, не доезжая реки Большая Татарка около 300 метров, увлеченные лавированием между камнями, в прямом смысле упёрлись в гору - обвалилась скала. Огромные камни размером с наши автомобили преградили путь. Без взрывчатки тут завал не разобрать. Объехать никак - слева обрывистый берег и река с глубиной, справа скала. Последние 100 метров нашей дороги вплотную зажаты между обрывистым берегом и отвесной скалой. Развернуть автомобиль нет возможности. Задним ходом в темноте пятились назад, проклиная такую дорогу с острыми большими камнями норовящими сломать брызговики, помять пороги, пробить картер заднего моста и т.д. Кое-как сдали назад и развернулись, недалеко нашли площадку под берёзами и в 22:00 встали на ночёвку.

2-й день (22.10.2010)

Маршрут поездки Сентелек-Коргон Утром морозно и солнечно. Пробуем разные мушки, мормышки и блёсна. Результата нет, рыба не ловится. Пешком прошли за место обвала скалы к реке Большая Татарка и чуть дальше. На противоположном берегу появились местные рыбаки, но по нашим наблюдениям ничего не ловится и у них. Приготовили обед и решили двинуться дальше в сторону Коргона. Для этого необходимо переправиться на другой берег реки Чарыш. Двинулись к Сентелеку. Камни достали и обратно ушли верхней дорогой. Там камней нет, но колеи хорошие прорезаны и подтаскивает автомобили к обрыву. Если дожди хорошие были бы, то не проехать верхней дорогой. Уровень воды в реке Чарыш заметно упал осенью. Постоянно смотрели возможность проехать вброд, чтобы не ковыряться в грязи до посёлка Сентелек, где есть мост. Подходящий перекат на расширении реки нашёлся. Пешком сколько смогли протопали, больших камней не видно и глубины большой не видно. Двинулись форсировать реку шириной не менее 100 метров. Первые пару десятков метров неглубоко, а дальше бампер скрылся под водой. На середине реки жутковато как-то - далеко до берегов. Но потихоньку не нагоняя волны вышли на берег. Второй автомобиль поторопился, и не успели отснять на фотоаппарат преодоление реки, но повторять переезд не стали. Дальше грунтовка, кое-где колея, иногда скопление больших камней на дороге. Сложный момент возле впадения реки Белая. Там каменный утёс заходит в реку Чарыш. Можно вброд через острова проехать, но булыжники большие и глубина на стремнине сомнительная. Второй путь - круто вверх на утёс между каменных стен и промоин. В сухую погоду прошли нормально горой. Дальше река Белая, брод глубокий, но короткий. Потом болотина и луг с зимовьем. Обогнули зимовье и выехали к берегу, где на противоположной стороне красивая скала над водой нависает, а под скалой омуты с глубиной большой. Место рыбное! Тут же вечером пару хариусов поймали и тайменя - закуска есть.

Утро в лагере на реке Чарыш Река Чарыш Обвал скалы на левом берегу реки Чарыш Дорога вдоль реки Чарыш
Утро в лагере на реке Чарыш


Река Чарыш


Обвал скалы на левом берегу реки Чарыш


Дорога вдоль реки Чарыш


Верхняя дорога вдоль реки Чарыш Брод на реке Чарыш Перевальчик возле реки Белая Брод на реке Белая
Верхняя дорога вдоль реки Чарыш


Брод на реке Чарыш


Перевальчик возле реки Белая


Брод на реке Белая




3-й день (23.10.2010)

Ночь была ясная, подморозило хорошо. На рассвете поднялись. Прибрежная вода покрылась льдом, и шуга ледяная активно плывёт по реке, спиннингом не порыбачишь. Начали пытаться чего-нибудь поймать. Чуть позже местные два рыбака пришли. Место мы выбрали действительно рыбное. Но что-то ни у нас ни у местных рыба не шла. Присели к столу, за знакомство подняли кружки несколько раз и все секреты местных рыбаков-профессионалов были получены. Однако ценные знания особо не повлияли на улов, и к обеду кое-как на столе появилось только шесть хариусов. Отдохнули, облазили ближайшие горы, собрали лагерь и продолжили движение на автомобилях. Дорога дальше стандартная для этих мест - кое-где колея грязевая, ручьи, камни и т.д., но ничего глобального. Серьёзное препятствие нас ожидало через 2 км. Сложно описать, но как яма в скале прорублена. Узко, слева скала, справа камни огромные. Прямо скальная плита, резко обрывающаяся на глубину более метра. Выход из ямы грунтовый, попроще при сухой погоде. Непосредственно рядом с ямой омуты, глубоко и не объехать по реке. Чуть раньше перекат был. Решили попробовать вброд на остров пройти и дальше за ямой выйти с острова на берег. Потоптались в реке, сносит человека, но определили траекторию форсирования реки, вроде бы и не очень глубоко. Двинулся я в воду на своём автомобиле, равномерно обруливая большие камни и пустив волну перед собой. До середины доехал. Тут вдруг поступательное движение вперёд прекратилось. Газу поддаю, но мой трёхтонный джип не вперёд движется, а как-то назад и вправо. Понесло, поплыл!? Как-то нехорошо стало. Заднюю скорость включаю, но упёрся во что-то автомобиль, не выворачивает. Опять попытки двинуться вперёд, развернуло немного. Опять назад, зацепился, выехал к берегу. Стоявшие на берегу и не успели понять, что произошло, только видели как колёса крутились в одном направлении, а автомобиль двигался в другом. Других мест для проезда вброд рядом не нашли. Оставалось одно - строить дорогу по скалистой яме. Стройматериалов - огромных камней много. Выстроили спуск, расклинили камни, чтобы не разъехались. Потихоньку, рискуя поцарапать боковины автомобилей о каменные уступы, преодолели препятствие. Мой автомобиль слишком уж кренился влево, пригружали сзади правую сторону. Дальше нормальная грунтовая дорожка. Небольшое препятствие ещё через 2 км, там подмыло берег и надо вверх на 1-1,5 метра заскочить, но перед косым подъёмом топкая грязь. Немного камней и веток накидали, проехали. До Коргона опять нормальная дорожка, несколько ручьёв, но мелких сейчас осенью. Вышли из тайги напротив посёлка в том месте, где когда-то пристань для парома была. Обследовали реку - глубоко. Вернулись вниз по течению около 200 метров, там перекат. Переправились через Чарыш, неглубоко было - только колёса скрывало. В Коргоне забежали в магазин по мелочам и двинули дальше в направлении реки Кумир. По щебёнке долетели до устья реки и знакомой по прошлым путешествиям дорогой ушли вверх по течению. Река Кумир осенью не похожа сама на себя - очень обмелела, на перекатах почти не бурлит. К Девичьим плёсам спустились - водопад еле-еле течёт с горы, заводи заметно мельче. Мы получается, что выше в горы забрались и поэтому, холоднее и заметно больше обледенелых и замерзших мест на реке. Людей никого. Проехали к месту нашей позапрошлогодней поездки, туда, где уже нет дороги. Но оказывается, там уже летом наездили путь туристы, потоптано всё. Остановились ночёвкой.

Морозное утро на реке Чарыш Рыбалка на реке Чарыш Река Чарыш Долина рек Чарыш и Белая
Морозное утро на реке Чарыш


Рыбалка на реке Чарыш


Река Чарыш


Долина рек Чарыш и Белая


Водные процедуры Лавирование между камнями В поисках верного пути Брод на реке Чарыш, где понесло автомобиль
Водные процедуры


Лавирование между камнями


В поисках верного пути


Брод на реке Чарыш, где понесло автомобиль


Строительство дороги Преодоление каменной ямы Река Чарыш Баловство на притоке р. Чарыш
Строительство дороги


Преодоление каменной ямы


Река Чарыш


Баловство на притоке р. Чарыш


Останки пристани на реке Чарыш возле п. Коргон Острова на реке Чарыш возле п. Коргон Брод на реке Чарыш возле п. Коргон
Останки пристани на реке Чарыш возле п. Коргон


Острова на реке Чарыш возле п. Коргон


Брод на реке Чарыш возле п. Коргон






4-й день (24.10.2010)

Маршрут поездки вдоль реки Кумир Ночью холодно, утром -9 градусов по Цельсию. Кое-как отогрелись возле костра, и пошли по реке в надежде поймать рыбу. Но лова не было. Бросили снасти и пешком ушли до пасеки за горой. Там луг и старая заброшенная дорога вдаль к снежным вершинам уходит и конца не видно. Возвращаясь обратно, нашли место, где сейчас осенью можно вброд реку Кумир пройти на автомобиле. Так что, заинтриговала возможность форсировать реку проехаться вглубь гор, но всему свое время и уже надо домой собираться. Оставили этот маршрут на следующий год. Из лагеря выехали в 15:20 В Усть-Кане заправились и поехали в строну Келейского перевала. За Яконуром до п. Усть-Мута активно дорогу грейдерами ровняют. Дальше уже получше и можно 70-100 км/ч ехать. Второй автомобиль, как вариант, планировал уйти на Новокузнецк по пути от Гороно-Алтайска на Турочак. Чтобы лишних километров не мотать, глянули в карту и увидели, что есть дорога от п. Турата через перевал Мариинский до п. Тоурак и далее до п. Алтайский, где уже знакомые дороги. По карте - дорога с покрытием везде за исключением участка длинной около 5 км. Вроде бы, что-то нехорошего про эту дорогу слышал я, но решили попробовать проехать, но без фанатизма. Не доезжая п. Чёрный Ануй свернули на п. Турата, проехали посёлок, выехали и ошиблись ушли правее по более накатанной дороге. Вернулись на развилку и поехали правильным направлением. Однако, никакого намёка на дорогу с покрытием! Дорога - чернозем с колеями, иногда пересекаем ручьи. Много грязи, все изборождено колеями и приходится обходить по болотистому лугу. Крутизна подъема постепенно увеличивается. Дорога повернула направо и чернозем сменился на глинисто-каменистую почву, подъем стал чуть положе. С увеличением высоты заметно добавилось снега на почве. На перевал Мариинский въехали совсем по снежному покрову 4-5 см. Темнело, спуск вниз с перевала совсем не лучше чем подъём. Никакого намёка на нормальную дорогу. Решили оставить этот маршрут для будущих приключений. Встретили в 18:50 закат на перевале и двинулись в обратный путь к п. Турата, чтобы потом через с. Солонешное выйти на с. Белокуриха. Состояние дороги за п. Чёрный Ануй нормальное и достаточно быстро подъехали к Белокурихе в 21:40, по пути заменив пробитое на где-то камнях правое заднее колесо. Расстались с друзьями, они в 01:40 уже доехали до дома в Новокузнецке. Мы ночевали в отеле.
Река Кумир Девичьи плёсы Лагерь на реке Кумир Река Кумир
Река Кумир


Девичьи плёсы


Лагерь на реке Кумир


Река Кумир


Выше по течению реки Кумир Выше по течению реки Кумир Пасека на реке Кумир Река Кумир
Выше по течению реки Кумир


Выше по течению реки Кумир


Пасека на реке Кумир


Река Кумир


На перевале Мариинский
На перевале Мариинский











5-й день (25.10.2010)

Утром в 07:00 выехали из Белокурихи. Колесо, пробитое вчера, смогли отремонтировать только в Бердске. Другие попутные шиномонтажные мастерские просто не работают утром рано. В Омск приехали в 19:00.

Резюме

Маршрут Сентелек-Коргон сложен, но интересен. Летом там реку Чарыш не преодолеть вброд, слишком глубока река и скорость течения опасна. Поэтому правым берегом можно выйти к месту напротив Коргона, но дальше дороги нет. Левым берегом из-за завала не проехать. Вряд ли кто-то сейчас будет разгребать этот завал. На картах пунктиром есть дорога вдоль реки Малая Татарка, можно было бы здесь попробовать проехать, но на местности никаких следов этой дороги не увидели.

Карта маршрута и путевые точки



Последнее обновление ( 11.02.2017 г. )
 
« Пред.   След. »
Популярное