Внедорожный первомай-2012 PDF Печать E-mail
Автор Шпук Алексей   
19.04.2012 г.
Внедорожный первомай



Период поездки: 29 апреля - 01 мая 2012


Предисловие

    В этом году традиционный выезд на бездорожье в майские праздники уже в третий раз официально организовывался, и по результатам прошлогодних поездок значительно добавилось число желающих принять участие. Рекордное число - 31 заявленный автомобиль и более 60 человек участников. Глобальное мероприятие!
    При подготовке маршрут прорабатывался с учётом участия новых и, возможно, недостаточно опытных любителей бездорожья. Было запланировано два варианта маршрута. Облегчённый первый маршрут предполагал поездку по Омскому и Муромцевскому районам. Все места там разведаны и знакомы, никаких неожиданностей не должно было быть. Но ведь хочется какой-то доли интриги и неизвестности, чтобы было достаточно интересно. Вдобавок, чтобы была возможность участникам попробовать свои силы и поделиться опытом действительно на бездорожье. Поэтому нами был предложен второй вариант маршрута по Тарскому и Знаменскому районам. Дороги там проходили в 2008 году на стандартных джипах и в 2011 году на квадроциклах. Вполне умеренное бездорожье с технически интересными препятствиями.
    Чтобы принять окончательный вариант маршрута, за неделю до Первомая мы осуществили разведку дорог на квадроциклах. Проехали запланированным путём, оценили состояние дорог, всё вполне проходимо на стандартном джипе. На всех ручьях в нормальном состоянии дамбы или мосты. Много луж глубоких, но грунт твёрдый и дно не топкое. На участке от п. Красный Яр (нежилой) до перекрёстка на с. Максим Горький есть два сложных места протяжённостью по 100-150 метров. В одном месте это глубокая колея, в другом размешанное болото. Но возможны объезды и варианты проезда рядом с дорогой между деревьев. При необходимости всегда есть, за что увязать трос лебёдки. В итоге, после обсуждения на форумах в интернете было принято решение "Внедорожный первомай-2012" вести по второму варианту маршрута.
    Большое число заявленных участников и, в том числе, новых и незнакомых людей, честно говоря, очень озадачивало. Сложно правильно выбрать стратегию движения на дорогах и бездорожье тридцати внедорожников разных по характеристикам и с разными по навыкам водителями. Решением было разделить всех на три группы по десять автомобилей. В первую группу отделили внедорожники в стандартном исполнении или с небольшими доработками и добавили два подготовленных внедорожника с лебёдками. Вторая и третья группы были примерно одинаковые по наполнению внедорожниками - это вполне приспособленные и переделанные к бездорожью автомобили. Планировалось, что все группы идут одним маршрутом, места ночёвок одни. Но принципиально группы готовы двигаться автономно при условии, что никаких чрезвычайных и непредвиденных инцидентов в какой-либо из групп не произошло.

1-й день (29.04.2012)

    Утром старт намечен на 09:00. Но уже с восьми утра некоторые участники подъехали на место сбора возле ТК "Асберг". Остальные достаточно организованно и почти без опозданий собрались к 09:30. Наклейки, листовки, знакомство, фотографии… Ровно в 09:00 выехали на маршрут поочерёдно группами. Мы первой группой немного ушли вперёд, но не надолго. На выезде из города у Андрея (позывной "Кедр") левое заднее колесо почему-то решило оторваться и обогнать автомобиль. Остановка всей группы. Осмотрели, всё нормально, только поставить на место колесо, шпильки есть. Принято решение задержаться нашему УАЗу (позывной "Батон") на помощь, а остальная часть группы продолжает движение. Все автомобили неплохо двигались по трассе, и скорость старались держать 110 км/ч. Два раза по пять минут запланировано останавливались и без каких-либо технических проблем приехали Тару в 12:40. Залили полные бензобаки на местной АЗС, выпили чаю с бутербродами. Подождали около 15 минут и подъехали наши отставшие автомобили "Кедр" и "Батон". Перед нашим выездом с АЗС на дороге показалась вторая группа внедорожников. Но мы, как и было запланировано, никого не ожидая, самостоятельно двинулись дальше мо маршруту.
    Дождь в Таре лил с раннего утра, дороги заметно размокли. По пути к п. Пологудово хорошо таскало автомобили на глиняном профиле. В Тимирке наконец-то началось бездорожье. Красивая лесная дорожка. Где-то через 4-5 км начался участок с разбитой колеёй. Но двигались слаженно, уверенно. В одном месте немного засела Нива (позывной "Дикий"). Пока на размокшей обочине разворачивали нашего Прадика (позывной "Ласточка"), чтобы помочь лебёдкой, автомобиль удалось сдёрнуть назад и со второй попытки Дикий проскочил засадное место. Тут же метров через сто поглубже колея и уже без помощи лебёдки не получилось проехать стандартным Нивам (позывные "Дикий" и "787"). Потом ещё два автомобиля немного подсели, но чуть поддёрнули моей лебёдкой и все продолжили движение. На п. Усюган вышли в 17:45. Но на выезде из заброшенной деревни наш Прадик отказался ехать. Беглый осмотр выявил, что не "гребут" передние колёса. При отключенной межосевой блокировке автомобиль вообще не едет и издаёт какой-то металлический шум в передней подвеске. До места первой ночёвки осталось немного, решено ехать на одном заднем мосту, а там уже разбираться с поломкой.
    Прадик-120 тяжёлая машина (2850 кг) и на заднем приводе по размокшей дороге едет очень плохо. Поэтому, чтобы не держать группу в голову колонны поставили Батона, накинули буксировочный трос и так в сцепке продолжили движение. Оставшуюся часть пути все без проблем легко проехали и в 18:30 были на реке Шиш, где планировалась первая ночёвка. Выбрали живописную полянку в низине между старицей и непосредственно рекой. Под обложным дождём поставили палатки и шатры, занялись ужином. По итогам дня только две неисправности - на нашем Прадике и, как оказалось, у Кедра отказал генератор. В остальном все в группе исправны и готовы продолжить маршрут. Непонятно было, что с двумя другими отставшими группами, но по состоянию на вечер было оговорено в нашей группе, что завтра к 09:30 всем быть готовым к выезду.
    Где-то около 20:00 начали беспорядочно подтягиваться автомобили второй группы. По высказываниям, дорога на их взгляд оказалась сложной. Частично какие-то автомобили во второй группе не выдержали дороги и вылезли определённые неисправности. Руководителей второй и третей групп (Игоря "Стакан71" и Евгения "Монитор") не было. По каким-то обрывочным сведениям все где-то "рубятся" в грязи. Но ничего конкретного и никакой чёткой информации. Почему вторая группа пришла не полным составом не понятно. В итоге оставшиеся участники, выбираясь где-то из грязи до полуночи, в лагерь приехали около 01:30.

Сбор перед стартом Сбор перед стартом На размытой дамбе за Тимиркой На дороге к Усюльгану
Сбор перед стартом


Сбор перед стартом


На размытой дамбе за Тимиркой


На дороге к Усюльгану


На дороге к Усюльгану Помощь лебёдкой Не выскочил из колеи На дороге к Усюльгану
На дороге к Усюльгану


Помощь лебёдкой


Не выскочил из колеи


На дороге к Усюльгану




2-й день (30.04.2012)

    Ранним утром был полный разброд и растерянность в рядах второй и третей групп участников "Внедорожного первомая-2012". Не все участники чётко понимали, что они хотят от поездки и как быть дальше. Но маршрут никто не отменял, ничего сверхъестественного на дороге не было. Добавивший трудностей обильный дождь лишь дал возможность испытать свои автомобили на настоящем бездорожье и попробовать работать в команде при сложных условиях движения.
    Только после 10:00 при активном участии нашей первой группы определились, кто морально и технически готов ехать по маршруту, а кто отступает и эвакуируется домой. К огромному сожалению, из-за серьёзной поломки Прадика, я не мог продолжить маршрут. Как и Кедр. Соответственно, и наш Батон оставался с нами на подстраховке, как исправный автомобиль. Но остальные участники нашей первой группы решительно были настроены продолжить маршрут. Несколько подготовленных автомобилей с лебёдками из второй и третей групп изъявили желание тоже ехать на маршрут. Примерно оценили, кто остался на эвакуацию, достаточно ли сил, чтобы вытащить неисправные автомобили. Таким образом, и принято общее решение по разделению на два состава участников. Ответственным руководителем за выдвигающихся участников на продолжение маршрута назначен Игорь (позывной "Стакан71").
    В нашей группе почти стандартных автомобилей я проинструктировал ребят, куда и как ехать, выдали ориентиры. Пожелали удачи и проводили на маршрут, чтобы они вперёд подготовленных внедорожников ехали по не размешанной дороге. А уж джипы на больших "зубастых" колёсах и с лебёдками пусть будут сзади на подстраховке. Мы продолжили заниматься своими неисправными автомобилями, но ничего отремонтировать не представилось возможным. Собрали всё как есть. Готовы были выехать, но поднявшись на пригорок, где утром стоял лагерь второй и третьей групп, к своему удивлению, никого не обнаружили! Как-то странно, но все молча уехали… Абсолютно непонятная для меня ситуация, когда два сломанных автомобиля с семейными экипажами были брошены. Я, конечно, привык полагаться только на себя и на моих проверенных друзей, и всегда стараюсь быть готовым к каким-либо непредвиденным обстоятельствам. Но принципиально сама по себе сложившаяся ситуация мне очень не понравилась.
    Хорошо, что хоть Батона мы предварительно оставили с собой. Так двумя сломанными автомобилями "на шее" у Батона мы двинулись на выезд из лагеря. Дорогу до ручья размесили, но умеренно. Проблема была на подъеме за ручьём, Батон без проблем самостоятельно поднялся на пригорок, а вот Прадик отказывался лезть в гору. Тащили лебёдкой. На выходе с подъёма дорога неузнаваемо размешана. Батон проскакивает легко, а Прадика опять тащим лебёдкой. На УАЗе выявилась неисправность - перегрев двигателя, быстро "закипает". Проверили уровень, термостат, заклинили муфту вентилятора, не помогает. Признаки нагрева были ещё вчера, но утром мы промывали и продували радиатор охлаждения. Видимо, не помогло. Получается, что все три автомобиля несправны.
    Дальше по п. Красный Яр (нежилой) дорога тоже в крайне неприглядном состоянии. После обильного вчерашнего дождя грунт напитанный водой очень хорошо размешивается "зубастыми" колёсами подготовленных внедорожников. Видимо, много новичков из числа участников ещё не научились ездить в команде и, по возможности, сохранять дорогу для последующих автомобилей. И, усердно давя на полный газ и не чувствуя своего автомобиля, накопали хорошие колеи.
    Нам совсем не хотелось месить грязь. Тем более, что опять начался дождь. Пока пытались ремонтировать Батона и менять аккумуляторы на Кедр осмотрелись и обошли окрестности. Нашли нужную траекторию. Пришлось спустить резину до нуля и левым краем по болоту уйти в молодой хвойный лес. Даже Прадик не подвёл и тихонечко сам проехал по топкому месту. Тем самым мы обошли вчерашнее "поле боя" и оказались на выезде из деревни, на перекрёстке дорог. Продолжать маршрут мы не собирались. Возвращаться домой той же дорогой, что ехали сюда, не хотелось, потому что при спешном отступлении колонны автомобилей дорогу очень размесили. Совсем не для моноприводного автомобиля дорога получилась. По моим сведениям, подтверждённым картографическими данными, есть дорога через болота напрямую на посёлок Качуково. А там от этого посёлка уже нормальный профиль. Автомобили берегли и отправились пешком на поиски нужного свёртка. Сориентировались на местности, определили нужный путь и около километра протопали пешком, чтобы разведать состояние дороги. Всё понравилось, грунты твёрдые, завалов нет, направление правильное. Вернулись к автомобилям и поехали на найденную дорогу.
    Двигались относительно неплохо, но часто останавливались, чтобы поменять разряженные аккумуляторы, или чтобы подождать пока остынет перегревшийся Батон, или чтобы лебёдкой выдернуть Прадика из небольшого заболоченного ручья. Проехали около 12 километров, и до Качуково оставалось уже не более 5 километров. Но тут посреди болот началась очень интересная дорога. Провалившаяся на болоте дорога и большие разлившиеся ручьи преградили путь. Бензопилой и топорами рубили лес и под дождём стелили основательную гать протяжённостью не менее 50 метров. Умотались все, таская брёвна и ветки. Но дорога получилась отличная. Батон и Кедр проехали преграду. Только Прадик наш не смог проехать самостоятельно, помогали лебёдками. Дальше начались поляны с зимними лесозаготовками и глубокая весенняя колея от тракторов. Попеременно используя лебедку вышли на большой безымянный ручей, бурлящий как на Алтае. Дамба из брёвен размыта, но почти проезжая. Аккуратно форсировали ручей по дамбе, и на подъёме с колеёй немного применив лебёдку, выбрались на большую сухую поляну. Дальше дорога совсем не лучше. Время 23:10, уже давно темно. Мы мокрые и в грязи "по уши", замёрзли основательно. Решаем разбивать лагерь на поляне и ночевать, а "утро вечера мудренее".
    Все трудности прошедшего дня не сломили наш позитивный настрой и, переодевшись и согревшись у костра, мы по плану сготовили вкуснейшую уху, достали разносолы и под крепкий алкоголь хорошо отдохнули до поздней ночи.

На месте первой ночёвки На месте первой ночёвки На месте первой ночёвки Сборы в дорогу
На месте первой ночёвки


На месте первой ночёвки


На месте первой ночёвки


Сборы в дорогу


Река Шиш Старица реки Шиш На подъёме с ручья На дороге к Качуково
Река Шиш


Старица реки Шиш


На подъёме с ручья


На дороге к Качуково


На дороге к Качуково Не поехал по нужной траектории Гать на болоте
На дороге к Качуково


Не поехал по нужной траектории


Гать на болоте


 




3-й день (01.05.2012)

    Утром дали себе возможность немного выспаться и проснулись только в 08:00. Попив горячего чаю и основательно подкрепившись овсяной кашей, сваренной на молоке, выдвинулись пешком на разведку местности. Получалось, что возле поляны, где мы ночевали, развилка дорог. Очень наезженная дорога идёт прямо, но какая-то заброшенная уходит влево. Та что, прямо при беглом взгляде похожа на всем известную дорогу к Князевке. Огромные тракторные колеи и протяжённые заболоченные ручьи. Слева и справа от дороги непролазное болото. На одном из участков дороги ручей затекает на дорогу и бурлит прямо по дороге на протяжении нескольких десятков метров, грунт пропитан водой и метровой вешкой твердого дна не ощущается. Такая дорога очень хороша для подготовленного внедорожника класса ТР3. Ну, или на квадроцикле там хорошо можно грязь помесить. Но путь не для наших машин, даже если бы они были и полностью исправны.
    Начали разведку второй дороги, которая на вид абсолютно заброшена. Через пару сотен метров от развилки протяжённый участок со старыми глубокими колеями. Дальше лучше дорога, с небольшими заболоченностями и ручейками. Постепенно вышли на поле. Уже и посёлок вдалеке проглядывается. Решено пройти весь путь, чтобы понять полностью обстановку. Обнаружили большой ручей поперёк поля, дамба размыта, но гать мы строить умеем. Потом дорожка подходит к речушке Тевризка. Издалека показалось, что тупиковый вариант, широко и глубоко. Но подойдя, увидели, что глубина в месте проезда всего около 40 сантиметров и на дне бетонная плита и брёвна. На том берегу уже цивилизация. Дорога найдена!
    Вернулись в лагерь. Пешая разведка получилась длинной в 8 километров. Выехали на штурм последнего отрезка бездорожья в 12:15. На первом сложном участке глубокую колею закладывали поваленными деревьями и ветками. В результате усердного труда все самостоятельно проехали без проблем. Дальше двигались лишь раз поддёргивая Прадика лебёдкой. На ручье не стали насиловать технику и, не поленившись, подправили дамбу брёвнами и ветками. Легко проехали. На реке Батон смог проехать сам, а потом уже мы немного помогали себе лебёдкой. В 14:40 проехали через посёлок. Узнали у местных, что с сегодняшнего дня ходит Знаменский паром из Качуково. Решено ехать на паром, чтобы быстрее выехать на неисправных автомобилях с бездорожья.
    Появившаяся сотовая связь дала возможность постепенно узнать как дела у остальных участников "Внедорожный первомай-2012". Как оказалось, царит полная анархия и неорганизованность. Все разбрелись несколькими мелкими группами по тайге, каждая группа шла каким-то своим маршрутом, сама по себе. У каждого свои проблемы с техникой и с передвижением по бездорожью. Но необходимой командной общей работы не было.
    Дальше планомерно заехали на АЗС в Знаменском. Потом ехали к Омску, иногда останавливаясь на смену разрядившегося аккумулятора Кедра или остывание двигателя Батона. Без приключений доехали до города и дома были в 22:30.

Место второй ночёвки Место второй ночёвки Вчерашнее поле боя на ручье Дорога на подъезде к Качуково
Место второй ночёвки


Место второй ночёвки


Вчерашнее поле боя на ручье


Дорога на подъезде к Качуково


Дорога на подъезде к Качуково На выходе с болот Гать на ручье Форсирование ручья
Дорога на подъезде к Качуково


На выходе с болот


Гать на ручье


Форсирование ручья


Река Тевризка На выходе с реки Тевризка
Река Тевризка


На выходе с реки Тевризка


 


 




Видео



Резюме

    Думаю, что запоминающийся Первомай получился в этом году. Действительно "Внедорожный"! Если бы погода была солнечная, то было бы всё спокойно и, наверняка, кому-то скучно. Но обильный дождь добавил "перцу". Те, кто способен анализировать, сделают правильные выводы о подготовке своей техники, о себе, о своём умении и желании работать в команде.
    Не могу сказать про всех участников что-то обобщённое, но про парней из первой группы должен высказаться. Молодцы! На стандартных автомобилях без лебёдок (Нива, Тагаз Тайгеры, Ниссан Патруль) прошли запланированный маршрут. Очень адекватно воспринимают ситуацию, вполне могут слаженно работать в команде. Мне очень жаль, что поломка техники не позволила пройти маршрут с вами вместе.

PS

    Анализируя дорогу от Красного Яра до Качуково, где мы пробивались на трёх неисправных автомобилях, прихожу к выводу, что этот участок в любую погоду гораздо сложнее запланированной дороги от Тимирки до Новоягодного. Но мы его сделали!

Дополнительная информация


Карта с данными спутникового слежения


Условные обозначения по данным, переданным со спутникового маячка:
- Текущее местоположение при движении
- Сообщение "всё нормально, встали на ночёвку"
- Сообщение "есть отклонения от плана, но всё решаемо"
- Сообщение "внеплановая ситуация, возможно понадобится помощь"
- Сообщение "чрезвычайная ситуация, нужна помощь!"


Последнее обновление ( 11.02.2017 г. )
 
« Пред.   След. »
Популярное