Период поездки: 28 июля - 03 августа 2013
Предисловие
С июня не давал покоя непокоренный маршрут, когда аномальное обилие снега не позволило нам преодолеть высокогорные перевалы (см. отчёт Экспедиция на квадроциклах "Алтайское кольцо-2013"). И вот собрались повторно, чтобы осуществить задуманную экспедицию "Алтайское кольцо".
1-й день
Выехали из Чемала и знакомой дорогой проехали к ущелью реки Имурта. В июне мы были в этом году первопроходцами, а сейчас там уже раскатанная квадроциклами дорога. Уверенно, иногда помогая друг другу, поднимались по ущелью. После обильных дождей мокрые камни с раскисшей грязью прибавляли трудности. Помесили грязь на верховых болотах, и вышли к обеду на Замки горных духов. Погода испортилась, дождь и туман окутал нас. Поднявшись на перевал Багаташ, любовались долиной Каракольских озёр. Кто-то изъявил желание на заднице по леднику скатиться, но осуществлять экстремальный спуск не стали. Поднимаясь на Угульский перевал издалека замети чёрные движущиеся в тумане тени, как оказалось, дикие яки. Но общаться с нами они не желали, и пока мы доставали фотоаппараты они быстро ретировались.
На спуске Угульского перевала дождь оставил нас в покое, и в долине нас ждала многоцветная радуга. Но кроме радуги внизу нас ждало ещё и болото с обильной водой. Некоторые участники потренировались в разматывании лебёдки, но все преодолели заболоченный исток реки Угул. А вот на подъём в следующий перевал - Аккаинский нас ждал сюрприз, северные склоны гор так и остались в снегу. Пришлось сложной траекторией выбирать дорогу и местами пробиваться через снег. Но эта борьба со снегом была несравненно легче, чем наши июньские попытки пробиться в этих местах.
С перевала открывался прекрасный вид на долину и озеро Аккаинское. Живописное озеро и подходящее к закату солнца навеяли мысли встать на ночевку. Сверху берега озера казались ровными поросшими полянками, но мы ошиблись. Пробиваться к озеру пришлось не по мягкой травке, по густым зарослям кустарника, в которых абсолютно не видно рельефа и постоянно встречаются огромные валуны или промоины. Ну, а сами берега заболоченные и мокрые. Из-за позднего времени не стали искать вариантов, а разбили лагерь чуть на пригорке в 100 метрах от озера, разместив палатки кто как смог между камней и кустов.
На спуске Угульского перевала дождь оставил нас в покое, и в долине нас ждала многоцветная радуга. Но кроме радуги внизу нас ждало ещё и болото с обильной водой. Некоторые участники потренировались в разматывании лебёдки, но все преодолели заболоченный исток реки Угул. А вот на подъём в следующий перевал - Аккаинский нас ждал сюрприз, северные склоны гор так и остались в снегу. Пришлось сложной траекторией выбирать дорогу и местами пробиваться через снег. Но эта борьба со снегом была несравненно легче, чем наши июньские попытки пробиться в этих местах.
С перевала открывался прекрасный вид на долину и озеро Аккаинское. Живописное озеро и подходящее к закату солнца навеяли мысли встать на ночевку. Сверху берега озера казались ровными поросшими полянками, но мы ошиблись. Пробиваться к озеру пришлось не по мягкой травке, по густым зарослям кустарника, в которых абсолютно не видно рельефа и постоянно встречаются огромные валуны или промоины. Ну, а сами берега заболоченные и мокрые. Из-за позднего времени не стали искать вариантов, а разбили лагерь чуть на пригорке в 100 метрах от озера, разместив палатки кто как смог между камней и кустов.
2-й день
Ночью была гроза, молнии, казалось, ударяли прямо рядом с нашими палатками, гром оглушал. Проснулись, завтракали и собирали палатки под дождём. Но настроение боевое и выдвинулись в путь. Тут выходя от озера к тропе пришлось потрудиться пробираясь по камням и кустам, хорошо размялись.
Подъём на перевал Айрыкский пологий, но вот спуск к озёрам крутой, после дождей размокший и скользкий с боковыми уклонами. Но, подстраховывая технику, все успешно спустились в долину. А дальше утоптанной конной тропой по лугам, болотам и тайге относительно легко проехали к Каракокшинским пещерам.
Пещеры впечатляют своим объемом, высокие потолки создают ощущение средневекового храма. Холодно, даже летом в пещерах лёд. В одной из пещер между камней бежит река и уходит глубже, а потом уже появляется на поверхности в Каракокшинских воронках, что совсем недалеко от пещер.
От пещер прежняя конная тропа, но в одном только месте на спуске к реке Карагу очень крутой склон, где пришлось быть аккуратнее. Дальше, долго петляя, таёжной тропой вышли, можно сказать к цивилизации, к охотничьему домику с развевающимся Российским флагом, откуда уже шла убогая, но все-таки автомобильная колея. Форсировав несчётное число болот и глубоких луж, вышли на какую-то ферму и затем на палаточный лагерь туристов. Оттуда через перевал Белечек началась проезжая дорога.
Дождь опять начал заливать. На подъезде к селу Уймень ливень застилал дорогу. Подъехали к реке. Но берегов не видно, река Уймень вышла из берегов и вода разлилась на 10-15 метров от того места, где обычно были берега реки. Встретившиеся местные рыбаки сами удивлялись такому обильному паводку. Но мы не сдавались и, не смотря на наступающую темноту, попытались поискать место для форсирования реки, но всё это было безуспешно. Расстроенные неудачей и промокшие насквозь мы приняли решение вернуться на 15 километров назад и остановиться на базе отдыха "Русская Кузя". Несмотря на позднее время, а было за полночь, на базе нас очень радушно приютили, напоили горячим чаем, дали возможность посушить вещи.
Подъём на перевал Айрыкский пологий, но вот спуск к озёрам крутой, после дождей размокший и скользкий с боковыми уклонами. Но, подстраховывая технику, все успешно спустились в долину. А дальше утоптанной конной тропой по лугам, болотам и тайге относительно легко проехали к Каракокшинским пещерам.
Пещеры впечатляют своим объемом, высокие потолки создают ощущение средневекового храма. Холодно, даже летом в пещерах лёд. В одной из пещер между камней бежит река и уходит глубже, а потом уже появляется на поверхности в Каракокшинских воронках, что совсем недалеко от пещер.
От пещер прежняя конная тропа, но в одном только месте на спуске к реке Карагу очень крутой склон, где пришлось быть аккуратнее. Дальше, долго петляя, таёжной тропой вышли, можно сказать к цивилизации, к охотничьему домику с развевающимся Российским флагом, откуда уже шла убогая, но все-таки автомобильная колея. Форсировав несчётное число болот и глубоких луж, вышли на какую-то ферму и затем на палаточный лагерь туристов. Оттуда через перевал Белечек началась проезжая дорога.
Дождь опять начал заливать. На подъезде к селу Уймень ливень застилал дорогу. Подъехали к реке. Но берегов не видно, река Уймень вышла из берегов и вода разлилась на 10-15 метров от того места, где обычно были берега реки. Встретившиеся местные рыбаки сами удивлялись такому обильному паводку. Но мы не сдавались и, не смотря на наступающую темноту, попытались поискать место для форсирования реки, но всё это было безуспешно. Расстроенные неудачей и промокшие насквозь мы приняли решение вернуться на 15 километров назад и остановиться на базе отдыха "Русская Кузя". Несмотря на позднее время, а было за полночь, на базе нас очень радушно приютили, напоили горячим чаем, дали возможность посушить вещи.
3-й день
В связи с разливом рек пришлось ехать от базы в Артыбаш по дороге, но вариантов не было, везде на бездорожье нам преграждали путь реки Уймень и Пыжа. По пути заправились топливом и пополнили запасы продуктов. Корабль уже нас заждался на пристани в Иогаче. Погрузка прошла с приключениями, но кое-как мы отчалили. Пока плыли по Телецкому озеру, поливал дождь. Успели пообедать, отдохнуть и выспаться после бессонной ночи.
Река Чулышман тоже разлилась, что позволило кораблю зайти из озера в русло реки и встать на разгрузку у обрывистого высокого берега. Дождь закончился с нашим приездом. Разгрузились легко. По долине реки Чулышман поднялись в уже знакомое по прошлым поездкам место недалеко от впадения реки Чульча. Палатки ставили с наступлением темноты.
Река Чулышман тоже разлилась, что позволило кораблю зайти из озера в русло реки и встать на разгрузку у обрывистого высокого берега. Дождь закончился с нашим приездом. Разгрузились легко. По долине реки Чулышман поднялись в уже знакомое по прошлым поездкам место недалеко от впадения реки Чульча. Палатки ставили с наступлением темноты.
4-й день
Днёвка. Погода солнечная! После трёх дней дождей кайфуем на солнышке. Постирались, просушили вещи. Проверили и привели в порядок технику. Осуществили пешее восхождение к местной достопримечательности - Каменные грибы. Вечером на недалеко расположенной базе отдыха у реки посетили баню. Полноценный день отдыха получился...
5-й день
Утром выдвинулись дальше вверх по долине Чулышмана. Периодически останавливаемся запечатлеть окружающие красоты на фотоаппарат. Но никакая супер-современная техника на передаст величественности и красоты гор долины реки Чулышман. Сюда хочется приезжать ещё и ещё, какая-то неодолимая сила притягивает в эти места.
После дождей перевал Кату-Ярык немного размыло и местами оползни. На легковой машине уже и не проехать. А дальше до посёлка Балыткуюль уже неплохая дорога, видно, что ухаживают за ней и грейдером правят. В Усть-Улагане нашли СТО с возможностью полуавтоматической сварки, ремонтировали один из квадроциклов, рама порвалась на камнях. С обедом не стали заморачиваться и поели на Улаганском перевале в местном кафе, манты были вполне вкусные. Спустившись в цивилизацию на Чуйский тракт, возле Акташа пришлось остановиться на ремонт, один из квадроциклов отказывался работать из-за бензонасоса, а другой троил периодически.
С Чуйского тракта сошли, не доезжая посёлка Чибит. Планировалось дойти до реки Мажой и там встать на ночёвку. В прошлом году мы там были (см. отчёт :), но несколько позже после нас верховые озёра вышли из берегов и всю долину смыло потоком воды. Интересно было посмотреть на последствия разрушительного наводнения, а затем пройти болотами по плату Ештык-Коль. Но природа внесла свои коррективы. Поднявшись вверх по реке Чуя к месту впадения реки Мажой, там был полноценный мост через реку Чуя, обнаружили последствия наводнения уже этого года, и совсем недавние. Огромные кедры выкорчеваны с берегов потоком воды, и нужный нам мост основательно разрушен, а точнее его совсем там не стало...
После дождей перевал Кату-Ярык немного размыло и местами оползни. На легковой машине уже и не проехать. А дальше до посёлка Балыткуюль уже неплохая дорога, видно, что ухаживают за ней и грейдером правят. В Усть-Улагане нашли СТО с возможностью полуавтоматической сварки, ремонтировали один из квадроциклов, рама порвалась на камнях. С обедом не стали заморачиваться и поели на Улаганском перевале в местном кафе, манты были вполне вкусные. Спустившись в цивилизацию на Чуйский тракт, возле Акташа пришлось остановиться на ремонт, один из квадроциклов отказывался работать из-за бензонасоса, а другой троил периодически.
С Чуйского тракта сошли, не доезжая посёлка Чибит. Планировалось дойти до реки Мажой и там встать на ночёвку. В прошлом году мы там были (см. отчёт :), но несколько позже после нас верховые озёра вышли из берегов и всю долину смыло потоком воды. Интересно было посмотреть на последствия разрушительного наводнения, а затем пройти болотами по плату Ештык-Коль. Но природа внесла свои коррективы. Поднявшись вверх по реке Чуя к месту впадения реки Мажой, там был полноценный мост через реку Чуя, обнаружили последствия наводнения уже этого года, и совсем недавние. Огромные кедры выкорчеваны с берегов потоком воды, и нужный нам мост основательно разрушен, а точнее его совсем там не стало...
6-й день
Отсутствие моста изменило наши планы, пришлось возвращаться на Чуйский тракт и делать холостой пробег по дороге. Бездорожье ждало нас только лишь на дороге через перевал Ороктой. Но этот участок вполне интересен, с одной стороны грунтовый раскисший подъем на перевал, а с другой крутой с промоинами и острыми камнями спуск. На квадроциклах этот перевал мы преодолели играючи, но на автомобиле после дождей там было бы нелегко.
Мы успешно замкнули наше Алтайское кольцо в Чемале, как изначально и было задумано.
Мы успешно замкнули наше Алтайское кольцо в Чемале, как изначально и было задумано.
Резюме
Первые два дня нашего путешествия были технически сложными и напряженными, действительно полное бездорожье, только конные тропы иногда попадаются. Но те места стоят усилий забраться туда. Никаких признаков цивилизации, абсолютно дикие места.
В остальном маршрут был проложен с целью замкнуть кольцо, отдохнуть в долине реки Чулышман и попутно посмотреть Алтайские достопримечательности...
В остальном маршрут был проложен с целью замкнуть кольцо, отдохнуть в долине реки Чулышман и попутно посмотреть Алтайские достопримечательности...
Фотографии и видео
Карта маршрута