Период поездки: 17-21 сентября 2012
Предисловие
В период с 17 по 21 сентября 2012 осуществлена экспедиция на квадроциклах по Алтаю. В этот раз маршрут проходил по плато Укок. Это реликтовое плоскогорье на высоте около 2500 метров. Горный узел Табын-Богдо-Ола является священным для монгольских и китайских буддистов. Как сакральное место плоскогорье Укок фигурирует и у алтайцев, придерживающихся других религиозных взглядов, в том числе языческих. Уникальна природа плоскогорья. Присутствующая многолетняя мерзлота на обширных тундровых, остепненных и опустыненных пространствах на плато Укок, обусловливает слабую фильтрацию атмосферных осадков и, вследствие этого - сильное заболачивание.
Поездка была полностью автомноная, весь запас ГСМ и продуктов участники везли с собой на квадроциклах. Старт и финиш экспедиции был в поселке Кош-Агач (Кош-Агачинский район Республики Алтай).
Поездка была полностью автомноная, весь запас ГСМ и продуктов участники везли с собой на квадроциклах. Старт и финиш экспедиции был в поселке Кош-Агач (Кош-Агачинский район Республики Алтай).
1-й день
Квадроциклы загрузили еще с вечера, запас топлива по 35 литров на каждую единицу, продукты на 5 дней, палатки и спальники, все надежно увязали. Как обычно, катастрофически не хватало свободного места на квадроциклах, но постепенно равномерно все распределили. Утром оставалось по мелочам упаковать остатки вещей. К 09:30 были готовы выехать. Погода с переменной облачностью, ветрено, но тепло. Выехав из поселка Кош-Агач, на первых километрах пути по степи несколько раз останавливались поправить и подвязать поклажу на квадроциклах. Степными дорогами пришлось ехать около 25 километров. Пыль поднималась непроглядная, каждому приходилось заметно отставать от впереди идущего квадроцикла, чтобы иметь возможность что-то видеть и дышать. На подъезде к горам чрезмерно усилился ветер, в прямом смысле сдувало с квадроциклов. Да и холодно стало ужасно. На пограничном КПП пока проверяли допускные документы достали теплые вещи и максимально утеплились. Периодически останавливаясь и собираясь колонной на пыльной дороге, доехали до Джумалинских родоновых ключей. Это место, куда приезжают алтайцы полечить свои болезни. Вода не горячая, но теплая. Оборудованы своеобразные ванны и бассейны. Любой желающий может искупаться в целебной родоновой воде. Но две местные девушки, купающиеся на ветру под открытым небом в бассейне, пояснили, что после купания наступает полное расслабление организма и - "если вам идти в перевал, то нельзя купаться!" А нам действительно нужно было преодолеть перевал Теплый ключ и еще много километров на сегодня. Поэтому лечебное купание с алтайскими девушками отложили на когда-нибудь потом.
Надо заметить, что до Джумалинских ключей вполне можно не торопясь проехать и на легковом автомобиле, а вот дальше уже дорога для полноценных внедорожников. Огромные камни на дороге, крутой подъем вверх и боковые крены достаточно серьезные препятствия. Но квадроциклы играючи начали карабкаться вверх. В дополнение к ураганному ветру поднялась снежная метель, видимость не более 50 метов. Когда поднялись на верхнюю точку перевала - 3100 метров над уровнем моря, замерзли все основательно. Наверху нас ждало временное спасение - небольшое зимовье с печкой, немного дров (что здесь в тундровой степи дефицит). Растопили печь, затеяли обед в избушке. Воняло здесь какой-то дрянью, было очень тесно, но все дружно с шутками и смехом тусовались в избе, отогреваясь у старой, но жаркой печки.
Пока обедали, метель немного стихла и стала проглядываться перспектива. Как такового, спуска с перевала почти, дорога с небольшим уклоном и выходом на плато. Легко несколько раз пересекая реку Калгуты, доехали до развалин пограничной заставы Аргамджи. Сейчас застава не действует, но мы встретили приезжающих мимо пограничников. Немного поговорили, узнав наш маршрут движения они сказали, что через болота мы не пройдем и нужно чуть вернуться в сторону перевала на дорогу верхом по горам. Но мы восприняли это как вызов и сломя голову бросились форсировать протяженные болота. Как оказалось, по сравнению с нашими сибирскими топями, эти болота ерунда для квадроциклов. Немного развлеклись, побуксовали и перепачкались грязью. Посреди болот опять путь преградила дорогу река Калгуты. Но здесь уже дно было топкое и глубина реки не позволяла запросто преодолеть вброд. Нашли приемлемое место для форсирования реки, по очереди начали переправляться. Но течение стащило наш китаец на глубину. Вовремя заглушили двигатель, вытащили на сушу лебедками. Осмотр показал, что вода присутствует в камере сгорания и в картере. Следом чуть не утопили полярис, тоже вовремя заглушили двигатель, но вода не успела проникнуть внутрь. А на реанимацию китайского квадроцикла нужно было время, поэтому решено было на сегодня закончить путь и становиться на ночлег здесь у реки.
Надо заметить, что до Джумалинских ключей вполне можно не торопясь проехать и на легковом автомобиле, а вот дальше уже дорога для полноценных внедорожников. Огромные камни на дороге, крутой подъем вверх и боковые крены достаточно серьезные препятствия. Но квадроциклы играючи начали карабкаться вверх. В дополнение к ураганному ветру поднялась снежная метель, видимость не более 50 метов. Когда поднялись на верхнюю точку перевала - 3100 метров над уровнем моря, замерзли все основательно. Наверху нас ждало временное спасение - небольшое зимовье с печкой, немного дров (что здесь в тундровой степи дефицит). Растопили печь, затеяли обед в избушке. Воняло здесь какой-то дрянью, было очень тесно, но все дружно с шутками и смехом тусовались в избе, отогреваясь у старой, но жаркой печки.
Пока обедали, метель немного стихла и стала проглядываться перспектива. Как такового, спуска с перевала почти, дорога с небольшим уклоном и выходом на плато. Легко несколько раз пересекая реку Калгуты, доехали до развалин пограничной заставы Аргамджи. Сейчас застава не действует, но мы встретили приезжающих мимо пограничников. Немного поговорили, узнав наш маршрут движения они сказали, что через болота мы не пройдем и нужно чуть вернуться в сторону перевала на дорогу верхом по горам. Но мы восприняли это как вызов и сломя голову бросились форсировать протяженные болота. Как оказалось, по сравнению с нашими сибирскими топями, эти болота ерунда для квадроциклов. Немного развлеклись, побуксовали и перепачкались грязью. Посреди болот опять путь преградила дорогу река Калгуты. Но здесь уже дно было топкое и глубина реки не позволяла запросто преодолеть вброд. Нашли приемлемое место для форсирования реки, по очереди начали переправляться. Но течение стащило наш китаец на глубину. Вовремя заглушили двигатель, вытащили на сушу лебедками. Осмотр показал, что вода присутствует в камере сгорания и в картере. Следом чуть не утопили полярис, тоже вовремя заглушили двигатель, но вода не успела проникнуть внутрь. А на реанимацию китайского квадроцикла нужно было время, поэтому решено было на сегодня закончить путь и становиться на ночлег здесь у реки.
2-й день
Ночью было очень холодно, вода покрылась льдом. Но утром безоблачно и безветренно, и с восходом солнца стало тепло. Сборы были продолжительные, поэтому не теряли времени и разделились на две группы. Одной группой выдвинулись искать оптимальный проезд по болотам, а отстающие собирали остатки вещей. На выходе с болот, чуть на холме нашли разграбленный древний курган. Собрались всей колонной и двинулись дальше уже по горам вдоль останков пограничного заграждения из колючей проволоки. По пути попадалось много небольших озёр, где были большие стаи уток и пары белых лебедей. Без приключений добрались до реки Ак-Алаха и нежилого поселка, обозначенного на карте, как Бертек. На реке два моста - совсем старый, почти разрушившийся и абсолютно новый, даже с новенькими дорожными знаками. Проехав еще несколько километров, попали на раскопки знаменитого кургана Принцессы Укока. Внешне ничего примечательного, но для отчёта сфотографировались и двинулись своей дорогой. А далее нам нужно было пробиться на высокогорное озеро Кальджин-Коль. По gps-навигатору где-то должна была быть старая дорога, но мы её не нашли и штурмовали относительно пологие холмы напролом по направлению. Между холмов в низине болота, подпитываемые ручьями, но для квадроциклов вполне проходимые. С вершины очередного холма открылся вид на искомое нами озеро, очень красивое среди холмов на фоне снежных вершин хребта Южный Алтай. Чуть поодаль виднелось ещё одно большое озеро Кальджин-Коль-Бас. Место по-своему впечатляющее и очаровывающее. Спустившись к озеру в исток реки Кальджинкол, обнаружили большую поляну и устроились на обед. Дали себе время полноценно отдохнуть на солнышке. Пытались рыбачить, но безуспешно.
После затянувшегося обеденного перерыва продолжили движение, пересекли урочище Ушберток-Жайляу, поехали вдоль реки Кальджинкол. Везде в низинах заболоченность и на автомобиле тут сложнее будет проехать, но квадроциклы легко двигались. Несколько раз приходилось форсировать вброд реку Кальджинкол, глубина небольшая, но берега подмытые и не всегда с первого раза квадроциклам удавалось выскочить на берег. Постепенно спустились к слиянию реки Кальджинкол и реки Ак-Алаха. Тут начинался самый неизвестный участок нашего маршрута. Мы планировали попробовать пройти ущельем вниз по реке Ак-Алаха до слияния с рекой Кара-Алаха и далее выйти на посёлок Джазатор (Беляши). Никакой информации о возможности там проехать на технике не было. На старых топографических картах дороги показаны по обоим берегам, но вполне может быть, что просто козьи тропы.
Солнце было ещё высоко и начали поиски пути. Какие-либо старые следы техники заканчивались на берегу реки Ак-Алаха. Попробовали идти левым берегом, но упёрлись в прижим с критичным боковым уклоном. Перевернув пару раз квадроциклы отказались от мысли идти этим берегом. Теперь важно было найти брод, но реке Ак-Алаха очень бурная и глубокая. Долго искали места для возможного брода, прощупывали траекторию. Определились с одним из возможных вариантов. Первые квадроциклы форсировали реку тяжело, течение заметно сносило технику, норовя перевернуть на больших подводных валунах. Страховали квадроциклы верёвками сзади. Но последующие квадроциклы переправляли, помогая верёвками спереди, подтягивая к берегу и придерживая нужного направления в стремительном потоке воды. В итоге все успешно преодолели реку. Далее движение по берегу невозможно из-за бокового уклона и пришлось несколько сотен метров двигаться непосредственно по прибрежной кромке реки. Большие камни и резкая глубина затрудняли передвижение, но без приключений смогли форсировать сложный участок и выбраться на пологий участок правого берега реки Ак-Алаха.
Время было уже позднее. Проехав около двух километров вдоль реки, обнаружили на пригорке старое разрушенное зимовье. Решено было стать на ночёвку здесь под горой, чтобы была возможность набрать дров из зимовья, развести костёр и просушиться после водных процедур.
После затянувшегося обеденного перерыва продолжили движение, пересекли урочище Ушберток-Жайляу, поехали вдоль реки Кальджинкол. Везде в низинах заболоченность и на автомобиле тут сложнее будет проехать, но квадроциклы легко двигались. Несколько раз приходилось форсировать вброд реку Кальджинкол, глубина небольшая, но берега подмытые и не всегда с первого раза квадроциклам удавалось выскочить на берег. Постепенно спустились к слиянию реки Кальджинкол и реки Ак-Алаха. Тут начинался самый неизвестный участок нашего маршрута. Мы планировали попробовать пройти ущельем вниз по реке Ак-Алаха до слияния с рекой Кара-Алаха и далее выйти на посёлок Джазатор (Беляши). Никакой информации о возможности там проехать на технике не было. На старых топографических картах дороги показаны по обоим берегам, но вполне может быть, что просто козьи тропы.
Солнце было ещё высоко и начали поиски пути. Какие-либо старые следы техники заканчивались на берегу реки Ак-Алаха. Попробовали идти левым берегом, но упёрлись в прижим с критичным боковым уклоном. Перевернув пару раз квадроциклы отказались от мысли идти этим берегом. Теперь важно было найти брод, но реке Ак-Алаха очень бурная и глубокая. Долго искали места для возможного брода, прощупывали траекторию. Определились с одним из возможных вариантов. Первые квадроциклы форсировали реку тяжело, течение заметно сносило технику, норовя перевернуть на больших подводных валунах. Страховали квадроциклы верёвками сзади. Но последующие квадроциклы переправляли, помогая верёвками спереди, подтягивая к берегу и придерживая нужного направления в стремительном потоке воды. В итоге все успешно преодолели реку. Далее движение по берегу невозможно из-за бокового уклона и пришлось несколько сотен метров двигаться непосредственно по прибрежной кромке реки. Большие камни и резкая глубина затрудняли передвижение, но без приключений смогли форсировать сложный участок и выбраться на пологий участок правого берега реки Ак-Алаха.
Время было уже позднее. Проехав около двух километров вдоль реки, обнаружили на пригорке старое разрушенное зимовье. Решено было стать на ночёвку здесь под горой, чтобы была возможность набрать дров из зимовья, развести костёр и просушиться после водных процедур.
3-й день
Ночь была морозная, но утро по-прежнему солнечное. Организованно собрались и выдвинулись на маршрут. Периодически попадались еле заметные следы когда-то существовавшей дорожки. Но через 4 километра у очередного заброшенного зимовья все намёки на дорогу закончились. Чуть проглядывалась якобы заросшая дорога на другом берегу. Разделись двумя группами. Задача одной из группы была найти брод на левый берег и обследовать возможность ехать тем берегом. Вторая группа продолжила движение правым берегом. Связь была по рации.
Правым берегом относительно несложно по кустам и крупным валунам удалось проехать около 3 километров. Далее преградил путь крутой скальный подъем протяжённостью около 50 метров. Пешая разведка показала, что дальше есть возможность ехать верхами по гольцам. Один из квадроциклов, поддерживая руками, затолкали на подъем и отправили искать варианты дальнейшего проезда. С определёнными трудностями получилось проехать ещё около 5 километров, сначала верхом, а затем спустившись к берегу. Но тут уже окончательно путь преградила огромная скала, уходящая в глубокий омут. Объехать верхом тоже нет возможности. За скалой, сколько глаз видит до очередного изгиба реки, прижимы на обоих берегах и нет возможности двигаться на квадроциклах. Правым берегом не проехать.
Тем временем на левый берег удалось переправить два квадроцикла. Поначалу получалось двигаться по right0останкам старой дороги. Но постепенно все следы пропали, и осталась только козья тропа. Боковой уклон не давал двигаться нужным направлением. Пришлось попробовать подняться выше на склон, чтобы обойти складки рельефа верхом. Но и тут уклон, и угол подъёма оказались критичными. Движение на квадроциклах стало крайне опасно. Левым берегом также не удалось проехать.
Разочарованные неудачей стали собираться всей группой для обсуждения дальнейших планов. Погода резко поменялась, штормовой холодный ветер нагнал тёмные тучи и вот-вот должен был начаться дождь. Так как запланированным маршрутом пройти не удалось, то нужно было ехать запасным, а точнее кратчайшим путем выбраться на перевал Бугымуиз и далее к реке Жазатёр. Для этого нужно попасть долину реки Акколь. Но вдоль реки Ак-Алаха на примыкании реки Карабулак невозможно проехать на квадроциклах. Соответственно, нужно опять форсировать вброд реку Ак-Алаха. Было уже поздно, но реши пересечь реку сейчас, на случай если начнётся обильный дождь и река выйдет из берегов. На этот раз уже более уверенно и спокойно проверенной траекторией переправились через реку. У слияния реки Ак-Алаха и Кальджинкол встретились пограничники на конях, проверили по полной программе наши документы и пропуска в приграничную зону. Хотели успеть переехать ещё раз реку, чтобы попасть к реке Акколь, но в темноте не смогли найти подходящее место для брода. Остановились на ночёвку у разрушенного зимовья на пригорке.
Правым берегом относительно несложно по кустам и крупным валунам удалось проехать около 3 километров. Далее преградил путь крутой скальный подъем протяжённостью около 50 метров. Пешая разведка показала, что дальше есть возможность ехать верхами по гольцам. Один из квадроциклов, поддерживая руками, затолкали на подъем и отправили искать варианты дальнейшего проезда. С определёнными трудностями получилось проехать ещё около 5 километров, сначала верхом, а затем спустившись к берегу. Но тут уже окончательно путь преградила огромная скала, уходящая в глубокий омут. Объехать верхом тоже нет возможности. За скалой, сколько глаз видит до очередного изгиба реки, прижимы на обоих берегах и нет возможности двигаться на квадроциклах. Правым берегом не проехать.
Тем временем на левый берег удалось переправить два квадроцикла. Поначалу получалось двигаться по right0останкам старой дороги. Но постепенно все следы пропали, и осталась только козья тропа. Боковой уклон не давал двигаться нужным направлением. Пришлось попробовать подняться выше на склон, чтобы обойти складки рельефа верхом. Но и тут уклон, и угол подъёма оказались критичными. Движение на квадроциклах стало крайне опасно. Левым берегом также не удалось проехать.
Разочарованные неудачей стали собираться всей группой для обсуждения дальнейших планов. Погода резко поменялась, штормовой холодный ветер нагнал тёмные тучи и вот-вот должен был начаться дождь. Так как запланированным маршрутом пройти не удалось, то нужно было ехать запасным, а точнее кратчайшим путем выбраться на перевал Бугымуиз и далее к реке Жазатёр. Для этого нужно попасть долину реки Акколь. Но вдоль реки Ак-Алаха на примыкании реки Карабулак невозможно проехать на квадроциклах. Соответственно, нужно опять форсировать вброд реку Ак-Алаха. Было уже поздно, но реши пересечь реку сейчас, на случай если начнётся обильный дождь и река выйдет из берегов. На этот раз уже более уверенно и спокойно проверенной траекторией переправились через реку. У слияния реки Ак-Алаха и Кальджинкол встретились пограничники на конях, проверили по полной программе наши документы и пропуска в приграничную зону. Хотели успеть переехать ещё раз реку, чтобы попасть к реке Акколь, но в темноте не смогли найти подходящее место для брода. Остановились на ночёвку у разрушенного зимовья на пригорке.
4-й день
Ночью и утром был дождь. Но уровень воды в реке не поднялся. Вечером в темноте не могли найти, а сейчас место для брода на реке Ак-Алаха нашли быстро. Критично глубоко, но течение умеренное. Некоторые квадроциклы подстраховали верёвками, и все без происшествий форсировали реку.
Проехали в долину реки Акколь, тут уже четко видны старые следы внедорожников. Сама река Акколь неглубокая и легко проходимая вброд. Дальше заболоченные низменности, но вполне проезжие на внедорожной технике. Подъём с юга на перевал Бугымуиз очень заболоченный с острыми камнями в болотной жиже. На пониженной передаче в подъем квадроциклы немного напряглись. А вот спуск с перевала на север просто усыпан большими валунами и тут приходится двигаться медленно, переваливая с камня на камень. От перевала на спуске проехали чуть более 10 километров и въехали в густой лес. Лиственницы и ели окружили нас, очень приятно было оказаться среди деревьев, как же мы соскучились по лесу! Немного напрягают безжизненные со своеобразной красотой просторы плоскогорья Укок.
Двигаясь на спуск по лесной дороге, несколько раз переезжаем вброд реку Ильдегем, но глубина небольшая. Кое-где заболоченные берега. Постепенно крутизна спуска увеличилась, дорога сузилась и вышла на край ущелья, откуда видна река Жазатер. На автомобиле тут некомфортно было бы ехать. Спустились к реке. Брод приемлемой глубины, но камни большие под водой и квадроциклы иногда повисали днищем на этих камнях. Все нормально форсировали реку.
В поселке Джазатор (Беляши) нас ждал КамАЗ с запасом топлива. Всей колонной двинулись туда. Уже отвыкли от цивилизации, и очень необычно было видеть автомобили, людей, дома. КамАЗ ждал на условленном месте в посёлке. В принципе, в Джазаторе есть заправка с бензином 92, но качество его сомнительное. Заправили технику родным 98-м бензином от ГазПромНефти. Съездили в ближайший магазин, но особо продуктов там нет, так по мелочам кое-что. Собрались уже отъезжать дальше продолжать маршрут, но один из квадроциклов отказался заводиться. Проверили зажигание, подачу топлива - всё нормально. Основные электрические цепи проверили - не к чему придраться. Ломали голову, что же это может быть, но так и не дали толку. Решено было загрузить квадроцикл на наш КамАЗ и отправить в Кош-Агач. Друга не захотел оставлять в беде напарник и на эвакуацию мы оставили два квадроцикла. А остальные продолжили движение по маршруту.
Проехали по щебёночной дороге вдоль реки Жазатер и с наступлением темноты свернули в долину реки Тара. Но проехав около 12 километров по ущелью, ещё один из наших квадроциклов закапризничал - глох двигатель и полностью пропадало электропитание. Проверили клеммы на аккумуляторе, предохранители и реле, но всё нормально. Решили не испытывать судьбу, а вернулись на дорогу, чтобы и этот квадроцикл эвакуировать на КамАЗе, который должен был где-то вот-вот проезжать по дороге на Кош-Агач. Выехали к дороге и разбили лагерь на ночлег. Около полуночи перехватили наш грузовик, загрузили неисправный квадроцикл и распрощались с расстроенными участниками нашего путешествия.
Проехали в долину реки Акколь, тут уже четко видны старые следы внедорожников. Сама река Акколь неглубокая и легко проходимая вброд. Дальше заболоченные низменности, но вполне проезжие на внедорожной технике. Подъём с юга на перевал Бугымуиз очень заболоченный с острыми камнями в болотной жиже. На пониженной передаче в подъем квадроциклы немного напряглись. А вот спуск с перевала на север просто усыпан большими валунами и тут приходится двигаться медленно, переваливая с камня на камень. От перевала на спуске проехали чуть более 10 километров и въехали в густой лес. Лиственницы и ели окружили нас, очень приятно было оказаться среди деревьев, как же мы соскучились по лесу! Немного напрягают безжизненные со своеобразной красотой просторы плоскогорья Укок.
Двигаясь на спуск по лесной дороге, несколько раз переезжаем вброд реку Ильдегем, но глубина небольшая. Кое-где заболоченные берега. Постепенно крутизна спуска увеличилась, дорога сузилась и вышла на край ущелья, откуда видна река Жазатер. На автомобиле тут некомфортно было бы ехать. Спустились к реке. Брод приемлемой глубины, но камни большие под водой и квадроциклы иногда повисали днищем на этих камнях. Все нормально форсировали реку.
В поселке Джазатор (Беляши) нас ждал КамАЗ с запасом топлива. Всей колонной двинулись туда. Уже отвыкли от цивилизации, и очень необычно было видеть автомобили, людей, дома. КамАЗ ждал на условленном месте в посёлке. В принципе, в Джазаторе есть заправка с бензином 92, но качество его сомнительное. Заправили технику родным 98-м бензином от ГазПромНефти. Съездили в ближайший магазин, но особо продуктов там нет, так по мелочам кое-что. Собрались уже отъезжать дальше продолжать маршрут, но один из квадроциклов отказался заводиться. Проверили зажигание, подачу топлива - всё нормально. Основные электрические цепи проверили - не к чему придраться. Ломали голову, что же это может быть, но так и не дали толку. Решено было загрузить квадроцикл на наш КамАЗ и отправить в Кош-Агач. Друга не захотел оставлять в беде напарник и на эвакуацию мы оставили два квадроцикла. А остальные продолжили движение по маршруту.
Проехали по щебёночной дороге вдоль реки Жазатер и с наступлением темноты свернули в долину реки Тара. Но проехав около 12 километров по ущелью, ещё один из наших квадроциклов закапризничал - глох двигатель и полностью пропадало электропитание. Проверили клеммы на аккумуляторе, предохранители и реле, но всё нормально. Решили не испытывать судьбу, а вернулись на дорогу, чтобы и этот квадроцикл эвакуировать на КамАЗе, который должен был где-то вот-вот проезжать по дороге на Кош-Агач. Выехали к дороге и разбили лагерь на ночлег. Около полуночи перехватили наш грузовик, загрузили неисправный квадроцикл и распрощались с расстроенными участниками нашего путешествия.
5-й день
Утром оставшимся коллективом продолжили намеченный путь. Со свертка от дороги немного видны были автомобильные следы и мы легко ехали около 19 километров. Дальше никаких следов, крутой подъем вверх на перевал, кругом все засыпано снегом. Штурмовали подъем зигзагом, выискивая траекторию с меньшим уклоном и меньшими камнями на пути. Приходилось, то забираться выше, то спускаться ниже к реке. Чем ближе поднимались к перевалу, тем сильнее мела метель. Пронизывающий ветер со снегом заставили всех замерзнуть. Легче было тем, у кого рукоятки на руле с подогревом.
Взобрались на перевал без названия, достаточно высокий - 2916 метров над уровнем моря. За перевалом открылась картина с видом на озера Джанкёль и Атаккёль, слева ледники горы Джаниикту. Спуск с перевала был гораздо сложнее подъёма, усыпан огромными острыми камнями и крутой уклон. С перевала дальше вдоль озёр проезд не проглядывался, и в ущелье не видно было возможности проехать. Встали перед дилеммой - спуститься с перевала к озёрам мы сможем, но вот если дальше не найдём возможность проезда, то подняться вряд ли получится. Но решились и двинулись на спуск. Очень осторожно и медленно, лавируя между огромных валунов и перекатываясь камня на камень, спустились к озеру. По началу получалось двигаться вдоль озера, местами по краю озера в воде, но постепенно рельеф заставил подняться и обойти крутой уклон верхом. Только пройдя озеро Атаккёль и поравнявшись с истоком реки Елангаш, мы увидели перспективы движения дальше. Спустились в долину к реке. Проехали по долине около километра и неожиданно выехали на небольшой, но красивый водопад. Потом ещё около километра проехали и остановились отдохнуть возле старого зимовья.
Подкрепившись и отдохнув, двинулись в сторону Кош-Агача. Здесь по долине уже проглядывались следы УАЗа. Камни на дороге не позволяли разогнаться, потихоньку катились вниз вдоль реки Елангаш около 15 километров. Затем выскочили на просторы Чуйской степи и оставшийся путь в 30 километров пролетели быстро. Крайний день нашего путешествия получился насыщенным и интересным, в душе была удовлетворенность от покорения сложного перевала и завершения в целом всего маршрута.
Взобрались на перевал без названия, достаточно высокий - 2916 метров над уровнем моря. За перевалом открылась картина с видом на озера Джанкёль и Атаккёль, слева ледники горы Джаниикту. Спуск с перевала был гораздо сложнее подъёма, усыпан огромными острыми камнями и крутой уклон. С перевала дальше вдоль озёр проезд не проглядывался, и в ущелье не видно было возможности проехать. Встали перед дилеммой - спуститься с перевала к озёрам мы сможем, но вот если дальше не найдём возможность проезда, то подняться вряд ли получится. Но решились и двинулись на спуск. Очень осторожно и медленно, лавируя между огромных валунов и перекатываясь камня на камень, спустились к озеру. По началу получалось двигаться вдоль озера, местами по краю озера в воде, но постепенно рельеф заставил подняться и обойти крутой уклон верхом. Только пройдя озеро Атаккёль и поравнявшись с истоком реки Елангаш, мы увидели перспективы движения дальше. Спустились в долину к реке. Проехали по долине около километра и неожиданно выехали на небольшой, но красивый водопад. Потом ещё около километра проехали и остановились отдохнуть возле старого зимовья.
Подкрепившись и отдохнув, двинулись в сторону Кош-Агача. Здесь по долине уже проглядывались следы УАЗа. Камни на дороге не позволяли разогнаться, потихоньку катились вниз вдоль реки Елангаш около 15 километров. Затем выскочили на просторы Чуйской степи и оставшийся путь в 30 километров пролетели быстро. Крайний день нашего путешествия получился насыщенным и интересным, в душе была удовлетворенность от покорения сложного перевала и завершения в целом всего маршрута.
Резюме
Красота Плато Укок своеобразная, пейзажи завораживают своими просторами и величием священных вершин горы Табын-Богдо-Ула, но местами очень безжизненно и неуютно. Однако хоть один раз туда съездить необходимо, впечатлений поездка доставит много.
Основное препятствие для квадроциклов это реки. Поэтому, как мы правильно и сделали, надо ехать туда осенью, когда уровень воды в реках ниже и течение слабее.
Основное препятствие для квадроциклов это реки. Поэтому, как мы правильно и сделали, надо ехать туда осенью, когда уровень воды в реках ниже и течение слабее.
Карта маршрута и путевые точки
Комментарии
Уже ждём отчёта :)
экспедиц ия успешно завершена. все участники дома.
отчёт будет опубликован в ближайшее время...
Думаю, что еще больше добавит эмоций.
Конечн о хочу сказать отдельное СПАСР?БО Алексею Ш.
В свою очередь могу предложить свою посильную помощь в подготовке следующих экспедиций, с надеждой на то, что и мне тоже посчастливится в ней поучаствовать. А может и не получится, все равно можно к этому приложить руки и таким образом принять участие.
В нашей жизни все зависит от наших рук.
Всем спасибо.
конечно же это описка. спасибо за замечание. подправлено!