Период поездки: 06-19 августа 2011

Предисловие

Экспедиция планировалась давно, Кыргызстан и Казахстан очень интересовали. Интересно было посмотреть высокогорье, увидеть озеро Иссык-Куль, спуститься в знаменитый Чарынский каньон, да и в целом понять, что представляют собой эти страны, как в географическом плане, так и в бытовом.



1-й день (06.08.2011)

Сбор участников экспедиции был намечен по времени в 08:30 на объездной дороге, чтобы иногородним экипажам не проезжать через город. Из Омска выезд был крайне затруднён в этот день из-за проведения Международного Сибирского марафона и празднования Дня Города. В итоге вся колонна участников собралась уже в движении по дороге к границе с Казахстаном. На таможне были в 10:40, в очереди перед нами около десятка легковых автомобилей. В ожидании пропуска в приграничную зону познакомились участники между собой, кто до этого не был знаком, наклеили эмблемы экспедиции и надели футболки с логотипом клуба. Тут же в придорожном вагончике оформили страховку ОСАГО для Казахстана на две недели, стоимость на каждый автомобиль составила от 150 до 180 рублей в зависимости от года выпуска. Очередь на въезд в зону пограничного контроля двигалась медленно, и крайний участник экспедиции заехал за шлагбаум только в 12:20. Далее на Российской таможне всё формально - паспортный контроль, внешний осмотр автомобилей - не более 15 минут. Затем подобная процедура на Казахстанской таможне с той только разницей, что после прохождения таможенного контроль на руках остаётся отштампованная эмиграционная карточка. Выехали с Казахстанской границы в 13:15 и в итоге на всё прохождение границы затрачено 55 минут, не считая ожидания очереди перед таможней в 1 час 40 минут.
За таможней два автомобиля участников (Чугайстер и Доктор) отправились в Петропавловск, чтобы для всех обменять деньги (российские рубли на казахстанские тенге). Встретились на выезде из города. На ближайшем посту полиции колонну остановили, формальная проверка документов, никаких придирок, много вопросов про маршрут нашего движения. Отъезжаем от поста и в ближайшем небольшом берёзовом лесу остановка на обед.
В 16:10 продолжаем движение. По дороге где-то за 50 км от Кокчетава много ремонтов, много объездов и средняя скорость движения колонны не более 40 км/ч. Только на выезде с объездной попали на полноценную автомагистраль и до Щучинска ехали колонной со скоростью 100-105 км/ч. Щучинск объехали по объездной не снижая скорости и выехали по направлению в Астану. Время уже позднее и надо искать место для ночёвки, но съездов с автомагистрали нет, вся трасса огорожена. Дождавшись развилки, ушли с основной автодороги и недолго плутая нашли отличную поляну в сосновом лесу, где в 20:17 встали лагерем на ночёвку.



2-й день (07.08.2011)

Подъём в 07:00, кто-то (Доктор) уже попытался половить рыбу на ближайшем водоёме, но безуспешно. Выехали на автодорогу в 09:30. Автомагистраль по-прежнему отличного состояния, легко подъезжаем к Астане. Кому-то столица Казахстана была неинтересна, и часть участников уехала на объездную дорогу и продолжила движение, а мы помчались в самый центр молодого красивого города. Современные широкие автодороги, везде разметка, практически на каждом перекрёстке камеры видеонаблюдения. Есть интересные многоуровневые автомобильные развязки не хуже чем в Майями. В центральной части города все здания индивидуальны и каждое по-своему впечатляет и удивляет архитектурными решениями и общим внешним видом. Много строящихся высотных зданий. Скопление домов интересных и современных, и даже можно сказать причудливых, очень напоминают Шанхай. Видно, что Астана создаётся, чтобы поразить воображение гостей столицы. С удовольствием немного побродили по центральной аллее с фонтанами, выпили Казахстанского чая с молоком и восточными сладостями и в 14:00 поехали догонять колонну экспедиции.
По пути из Астаны в Караганду пошёл дождь, несколько раз были остановлены полицией, но для формальной проверки документов и расспросов "куда и зачем едем". С колонной объединились только в Караганде. Как оказалось, в Караганде проблема с дизельным топливом и бензином Аи-92, пришлось покрутиться по городу, чтобы найти солярку за наличный расчёт. Только в 17:45 выехали из города по направлению к Балхашу. Пейзажи вокруг не радуют - степь да степь кругом. Понимая, что плановый график движения нам не наверстать, решили остановиться на ночлег у ближайшего придорожного холма. В 19:45 встали на ночёвку. Засидевшись в автомобиле, мы с детьми взобрались на ближайший холм для фотографирования окрестностей и увидели недалеко озеро, но кто-то уже начал разбивать лагерь и отдыхать, и мы не стали переезжать к озеру. Вечером началась буря - сильный ветер, гроза, обильный дождь. Пришлось завершать ужин, спрятавшись в кемпинговую палатку.



В Астане В Астане В центре Астаны В центре Астаны
В Астане


В Астане


В центре Астаны


В центре Астаны


В центре Астаны В центре Астаны Жарко и хочется искупаться в фонтане В центре Астаны
В центре Астаны


В центре Астаны


Жарко и хочется искупаться в фонтане


В центре Астаны


На единственной горе в степи На единственной горе в степи Степь да степь кругом Ночёвка в степи
На единственной горе в степи


На единственной горе в степи


Степь да степь кругом


Ночёвка в степи




3-й день (08.08.2011)

Выехали на маршрут в 08:55. Дорога нормального качества и двигались хорошо. Погода солнечная и жаркая. Завидев бескрайние просторы лазурного озера Балхаш очень захотелось искупаться. Вроде бы была информация, что за посёлком Сарышаган есть песчаные берега. Свернули туда, но ничего не нашли, только поросшие камышом берега. Долго искать не стали, нет времени, и так отстаём от графика, остановились на обед возле камышей. Вода без запаха и чистая, искупаться в озере не получилось, но облиться из ведра очень приятно было. После обеда в 14:30 продолжили движение. Позже за посёлком Бурыбайтал рядом с дорогой видели песчаный берег на озере Балхаш, но останавливаться не стали.
Свернули с основной автодороги Астана-Алматы по направлению к городу Чу (или Шу), сразу испортилась дорога, много продавленного асфальта, колеи и поперечные волны. На подъезде к долине реки Чу возле села Берлик начали появляться бахчи с арбузами и дынями, очень много продавцов тут же вдоль дороги. Цены копеечные, а вкус арбузов отменный. Дыни тоже дешевые, но нужно правильно выбрать. Возле села Новотроицкое под мостом отличный песчаный пляж на реке Чу, не удержались и остановились, чтобы искупаться. Река неглубокая и вода теплая. Мы с детьми накупались вдоволь. После купания опробование местных арбузов и дынь. Отдохнув поехали в районный центр Чу, где заправились и по выезду из населённого пункта принялись искать место для ночёвки. Не могли долгое время найти подходящее место, пришлось проехать дальше ещё какое-то время. Остановились в 21:00 в хорошем месте на песчаном берегу всё той же реки Чу.



Остановка возле озера Балхаш Остановка возле озера Балхаш Место стоянки на реке Чу Место стоянки на реке Чу
Остановка возле озера Балхаш


Остановка возле озера Балхаш


Место стоянки на реке Чу


Место стоянки на реке Чу




4-й день (09.08.2011)

Утром выехали в 09:00. Качество дороги нормальное и быстро добрались до границы Казахстан-Кыргызстан. Встали в длинную бессчётную очередь в 11:05. Кругом бардак, местные автомобилисты пытаются въехать на таможню без очереди, не обращая внимание на какую-либо разметку и знаки. Пришлось встать группой двумя рядами, преграждая путь всем, кто хотел проехать мимо нас. Кому-то из наших предложили провести без очереди через таможню за деньги, но принципиально отказались. На Казахстанскую таможню въехали в 11:40 и без проблем, пройдя формальный контроль, въехали на Кыргызскую таможню. Тут началось какое-то торможение и, как оказалось, таможенники хотели по 1000 российских рублей с каждого автомобиля, чтобы пропустить нас. Мы отказались, нас в сторону поставили и не выпускали, и не говорили что делать дальше. Кое-как помыкавшись толпой мы разобрались, что необходимо оформить таможенную декларацию на каждый автомобиль. Оформили, отдали таможенникам, и кое-как нехотя выпустили нас с таможни. Крайний автомобиль выехал за шлагбаум в 12:55. Итого на таможню ушло 1 час 15 минут без учета ожидания очереди на въезд в пограничную зону контроля. Но неприятный осадок от общения с Кыргызскими таможенниками остался.
Немного отъехав от таможни, остановились и обменяли деньги (Российские рубли на Кыргызские сомы). Продолжили движение, не доезжая Бишкека повернули в сторону озера Ыссык-Куль на Балыкчы. Дорога отличная, но много посёлков и ограничений скорости в 50 км/ч. Контролирующих полицейских достаточно. Затем после посёлка Кемин дорога превратилась в крутой горный серпантин, узко и много попутного и встречного транспорта, скорость небольшая. К Балыкчы подъехали в 17:00, платный въезд по 500 сомов с автомобиля. Вдалеке увидели гладь озера Ыссык-Куль, но горизонт затянут тучами и пейзаж не впечатляет. Движемся дальше. Берега озера заросшие камышом. За посёлком Тамчи увидели съезд к пляжу на озере и повернули. Очень пожалели, что в первый раз подъехали к озеру Ыссык-Куль именно в этом месте - грязно, мусора много, воняет, в воде какие-то ошмётки мусора плавают. Быстренько ретировались и поехали дальше.
В 19:30 свернули в Григорьевское ущелье и, проехав поселок, попали на КПП, где за въезд в природоохранную зону с нас взяли плату - по 250 сомов за автомобиль и по 50 сомов за человека. За шлагбаумом началась живописное ущелье вдоль реки Чон-Аксу, но каждый свободный участок земли заставлен юртами для отдыхающих, где предлагают чай, мед, рыбу и т.д. Проезд безпроблемный по ущелью на легковых автомобилях, много отдыхающих местных. Только выше к перевалу Кокбель плотность туристов уменьшилась, и можно было насладиться дикой природой. Нашли уютное место под горой с Елками на берегу реки Чон-Аксу и в 20:45 остановились на ночёвку. Ночью гроза и дождь.



На въезде в Балыкчы Так неприветливо нас встретило озеро Иссык-Куль Дети устали сидеть в машина и готовы оседлать бронзового коня Заставленное юртами Григорьевское ущелье
На въезде в Балыкчы


Так неприветливо нас встретило озеро Иссык-Куль


Дети устали сидеть в машина и готовы оседлать бронзового коня


Заставленное юртами Григорьевское ущелье




5-й день (10.08.2011)

Утром пару местных пастухов прошло и проехало на конях мимо нашего лагеря, но никаких вопросов, только здоровались. Погода улучшилась, пасмурно, но дождя нет. Хорошо выспавшись и отдохнув от дороги предыдущих дней, начали движение только в 10:40. Решили проехать вверх по реке Чон-Аксу в сторону высокогорных озёр и ледников. По картам значится даже дорога на перевал Аксу. До озёр проезд возможен и на легковом автомобиле, но дальше только на внедорожнике. Выше по течению от слияния с рекой Булак дорога проходит по пересохшему руслу реки Чон-Аксу, большие камни затрудняют передвижение даже на внедорожнике. Напрыгавшись на камнях часть участников экспедиции остаются отдыхать возле реки Ашир, а мы продолжили движение дальше. Через пару километров дорога начала круче забирать вверх, увеличился боковой уклон и участилась плотность больших камней с грязевыми лужами между ними. Но уверенно двигались дальше. Добрались до высоты 3000 м, открылся вид на ледники. Видно, что есть дорога дальше и манит она продолжить путешествие, но пора возвращаться к отставшим участника экспедиции и нагонять график движения.
Сфотографировались, нехотя развернулись и поехали в обратный путь. Однако ледники не захотели нас отпускать - пошёл обильный град, мелкий, но плотный, так что, мы двигались как зимой по усыпанной снегом земле. Спустившись к подножию перевала Кокбель град сменился на проливной дождь. На перевал по каменистой дороге легко поднялись и перевалили в Семёновской ущелье. В этом ущелье дорога вообще почти асфальт. Скучно и неинтересно.
В 14:05 выехали на автодорогу по направлению в Каракол (Пржевальск). Поискали немного заправки, на которых есть дизельное топливо за наличный расчет, но нашли. В Караколе купили продукты и повернули в Каракольское ущелье. На КПП за въезд в природоохранную зону отдали по 50 сомов за автомобиль и 50 сомов за человека. Начали движение от КПП в 17:15. Дорога поначалу была асфальтированная, затем хорошая щебёнка. Около 7 км от КПП вполне можно ехать на легковом автомобиле, есть места для стоянок. А вот дальше за мостом через реку Каракол движение только на внедорожниках. Причем в дождливую погоду дорога значительно ухудшается - грязь, крупные камни, глубокие колеи и боковой уклон. Несколько втекающих ручьев и речушек переезжаем вброд, но неглубоко, не больше полуметра глубина. Дорога по краю обрыва, мест для стоянки практически нет. Хорошие места для стоянок ближе к впадению реки Аюу-Тёр, там же немного выше и альплагерь. Есть очень красивый каскадный водопад, напоминающий Чульчинский водопад (Учар) на Алтае. Мы остановились на розливе реки ниже водопада. Лагерь начали разбивать в 19:55. Полил обильный дождь, который не продолжался всю ночь.



Стоянка на реке Чон-Аксу Река Чон-Аксу Ослики - местная достопримечательность для европейцев Возле верхового озера
Стоянка на реке Чон-Аксу


Река Чон-Аксу


Ослики - местная достопримечательность для европейцев


Возле верхового озера


Заболоченное озеро Долина реки Чон-Аксу Долина реки Чон-Аксу Дорога по долине реки Чон-Аксу
Заболоченное озеро


Долина реки Чон-Аксу


Долина реки Чон-Аксу


Дорога по долине реки Чон-Аксу


Ледники и перевал Аксу закрыты туманом Дорога по долине реки Чон-Аксу Григорьвское ущелье На перевале Кокбель
Ледники и перевал Аксу закрыты туманом


Дорога по долине реки Чон-Аксу


Григорьвское ущелье


На перевале Кокбель


Вид на Семёновское ущелье Дорога по Каракольскому ущелью Дорога по Каракольскому ущелью Определённые трудности для стандартного внедорожника
Вид на Семёновское ущелье


Дорога по Каракольскому ущелью


Дорога по Каракольскому ущелью


Определённые трудности для стандартного внедорожника


Долина реки Каракол Прячимся от дождя Место стоянки на реке Каракол Река Каракол
Долина реки Каракол


Прячимся от дождя


Место стоянки на реке Каракол


Река Каракол




6-й день (11.08.2011)

Утром дождь стих, но было очень холодно. Туман не давал полюбоваться окружающими нас вершинами. Собрали мокрые вещи, сгрузили в автомобили и начали движение. Часть участников экспедиции начали обратный спуск по ущелью, а мы поехали вверх разведать продолжение дороги. Как вариант, надеялись, что получиться пройти высокогорным перевалом в ущелье Ожет-Огуз, ведь на топографических картах эта дорога есть, хотя нет никакой информации о её современном состоянии. Проехали мимо альплагеря. Не смотря на плохую сырую погоду пешеходные туристы группами поднимались в горы. Удалось проехать от альплагеря ещё около 3 км вверх, но дорога заметно сложнее, и уткнулись в тупик - дальше крутая гора и только пешеходная тропа, никаких намёков на существование когда-либо автомобильной дороги. Развернулись и поехали догонять колонну экспедиции.
КПП Каракольского ущелья миновали в 12:05. Ближе к селу Оргочор колонна собралась вместе. За поселком Даркан решили искать месть для днёвки на берегу озера Ыссык-Куль. Далее нет смысла ехать, так как автодорога вплотную приближается к побережью и наверняка все хорошие места обжиты и изгажены. Несколько участников попробовали проехать дальше в поисках мест, но убедились в правильности выводов - везде мусор и следы пребывания человека. Мы уехали сразу за поселком Даркан по направлению к озеру через поля. В нескольких местах пришлось пересечь заболоченные оросительные каналы. Потом мы нашли лучшую дорогу. Немного поплутав между песчаными барханами и плотными зарослями колючего кустарника, кое-как пробились на берег озера. Выглянуло солнце, но на озере ещё продолжался шторм, и большие волны накатывали на песчаный берег. Вода необыкновенного какого-то бирюзового цвета, шикарные пенистые волны и мелкий сыпучий песок! Вид супер! Место лучше и не найти! Вот именно таким озеро Ыссык-Куль должно представляться туристам, а не той грязной помойкой, что мы увидели позавчера у поселка Тамчи.
Нашли путь к автодороге получше и привели остатки колонны на найденное место. Надо отметить, что помимо сложности найти это место, есть ещё и проблема подъехать - небольшая заболоченная протока и на легковом автомобиле не пробраться сюда. Да и по песчаным барханам не проехать.
Немного побуксовав на песчаной косе, разбили лагерь, накупались в озере вдоволь. Мы поставили и затопили походную баню. После нескольких последних дождливых и холодных ночей все с удовольствием попарились в бане. Дрова, кстати, везли специально для бани из России. На ближайшей кошаре договаривались с бараном, но подвели местные животноводы и не подготовили мясо. Ужинали опять тушенкой. Вечером приехал местный любитель бездорожья Самат из Алматы на подготовленном TLC-80, с которым предварительно списывались через Интернет. Начался дождь, но под большим тентом мы очень дружно и весело провели вечер...



Безымянный водопад на реке Каракол Каракольское ущелье Конец дороги для автомобилей Там где кончается дорога
Безымянный водопад на реке Каракол


Каракольское ущелье


Конец дороги для автомобилей


Там где кончается дорога


Река Уюк-Тёр Форсирование ручья Телети Когда здесь гуляли горные козлы Долина реки Каракол
Река Уюк-Тёр


Форсирование ручья Телети


Когда здесь гуляли горные козлы


Долина реки Каракол


На подъезде к озеру Иссык-Куль На подъезде к озеру Иссык-Куль Коварный песок крепко держит Место стоянки на озере Иссык-Куль
На подъезде к озеру Иссык-Куль


На подъезде к озеру Иссык-Куль


Коварный песок крепко держит


Место стоянки на озере Иссык-Куль


Озеро Иссык-Куль Озеро Иссык-Куль Просушка вещей после дождей В ожидании горячей бани
Озеро Иссык-Куль


Озеро Иссык-Куль


Просушка вещей после дождей


В ожидании горячей бани




7-й день (12.08.2011)

Утром выспались, кто сколько смог. Приехал наш новый знакомый Самат и привёз барана, как полагается в восточных странах не разделанного, а живого. В сопровождении любезного Самата часть участников экспедиции поехала на термальные источники, а остальные остались вялиться на солнышке. От места нашей днёвки до источников около 30 км. Там всё цивильно, небольшие помещения с горячей проточной водой, прозрачной и без особого запаха. Вода достаточно горячая и поначалу обжигает, но рядом течёт холодная горная река и можно ополоснуться и охладиться в ней. Впечатления от приёма ванн в термальном источнике только положительные.
Вернувшись на берег, занялись бараном. Руководителем мероприятия по готовке барана был Доктор (Алексей). Разделав барана, распределили мясо на шашлыки и шурпу, ещё осталось на последующие дни. Совместно приготовили ужин и устроили коллективный пир у костра до поздней ночи.



Утренний пейзаж Развлечения на песке Шеф-повар за приготовлением барана Совместный ужин
Утренний пейзаж


Развлечения на песке


Шеф-повар за приготовлением барана


Совместный ужин


Красные горы по дороге к термальным источникам Красные горы вдоль реки Джукучак Красные горы вдоль реки Джукучак Термальные источники
Красные горы по дороге к термальным источникам


Красные горы вдоль реки Джукучак


Красные горы вдоль реки Джукучак


Термальные источники


  Закат в горах Вечер на озере Иссык-Куль  



Закат в горах


Вечер на озере Иссык-Куль







8-й день (13.08.2011)

Выехали на маршрут в 09:30. Подвели итоги по остаткам кыргызской наличности и поняли, что на топливо нам не хватает. В селе Боконбаево попытались обменять деньги, но был выходной и обменники не работали. На рынке тоже не получилось обменять. Приняли решение заехать в Балыкчы. По хорошей асфальтированной дороге быстро проехали и в 12:40 были в посёлке. Сразу нашли работающий обменный пункт и произвели обмен. Заехали на АЗС и выдвинулись по направлению к озеру Сонг-Кёль.
Дорога до села Сары-Булак асфальтированная нормального качества. Но у этого села мы свернули с основной дороги на щебёнку и стали круто подниматься вверх. Уже первый перевал высотой 2475 метров вполне впечатлил интенсивностью подъёма. Далее через 20 километров начался подъём на большой перевал Калмак-Ашу высотой уже 3405 метров. Узкий серпантин очень круто взбирался вверх в горы. Не везде возможно разъехаться со встречными автомобилями. Чем-то похож Алтайский перевал на Кату-Ярык, но более затяжной. Проехав седло перевала, открылся вид на озеро Сонг-Кёль. Вокруг озера гладкая степь, несколько скоплений кыргызских юрт с отарами баранов и табунами лошадей. Есть несколько безымянных курганов. Спустились к озеру в 15:50, берег заболоченный, кочкарник на линии 500 метров до уреза воды. Время обеда и пикник устроили посреди степи под палящим солнцем. После поехали вокруг озера, а точнее по южному берегу, который по-прежнему заболоченный. На юго-западном берегу подъехали к воде по каменному руслу высохшей реки. Но кроме узкой полосы каменного русла вокруг только болото и в озеро тоже вся прибрежная вода тиной поросла. На ночёвку решили ехать на Северо-Западный берег озера, там горы вплотную подходят к воде. Не обращая внимания на отсутствие дорог, проехали по азимуту через степь около 15 километров и подъехали к горам, где впадал в озеро чистый ручей и берега самого озера были чистыми, каменистыми. В 20:05 начали разбивать лагерь на ночлег в седловине между двух холмистых гор. Окружающий пейзаж немного напоминал озеро Байкал, где-то в районе залива Баян-Шунген на острове Ольхон. Спокойствие и умиротворённость...
Немного позже наше спокойное пребывание нарушили два лихих всадника на красивых конях. Но внешний вид этой парочки никак не вписывался в Кыргызстанский колорит. Как оказалось, это французы - двое молодых людей (Дафни и Макс), путешествующих по просторам Кыргызстана в сопровождении местного гида, который чуть позже подъехал. На английском языке смогли объясниться и познакомиться. Естественно, зазвали к нашему столу и стали угощать, чем богаты. До позднего вечера перепробовали наши консервы и все виды имеющегося спиртного, как местного, так и привезённого из Сибири. Расставались друзьями с обещаниями встретиться под Эйфелевой башней.



На безымянном перевале (2475 м) Вид с перевала на долину реки Тюлек Вид с перевала Калмакашу (3403 м) Вид с перевала на озеро Сонг-Кёль
На безымянном перевале (2475 м)


Вид с перевала на долину реки Тюлек


Вид с перевала Калмакашу (3403 м)


Вид с перевала на озеро Сонг-Кёль


Обед на берегу озера Сонг-Кёль (ближе к воде болото) Озеро Сонг-Кёль Озеро Сонг-Кёль Застолье с французами
Обед на берегу озера Сонг-Кёль (ближе к воде болото)


Озеро Сонг-Кёль


Озеро Сонг-Кёль


Застолье с французами




9-й день (14.08.2011)

Утро выдалось холодным, около нуля градусов, на камнях и траве иней. Высота более 3000 метров над уровнем моря даёт о себе знать. Но стоило выглянуть солнцу, как через час-полтора уже можно было переодеваться из тёплых курток в шорты. Выехали в 08:30. Пыльной дорогой продолжили движение. Следующим препятствием был перевал Каракичи (3380 м). Но без проблем преодолели перевал и спустились в долину реки Каракичи, где производится добыча каменного угля и ещё чего-то. Навстречу то и дело попадались грузовики едущие в карьер. Когда-то в советские времена здесь было объёмная добыча, видны останки больших экскаваторов и самосвалов БелАЗ, но сейчас всё еле движется. Выбрались в более-менее цивилизацию в селе Каирма. Появился асфальт на дороге, а точнее сказать, его останки, и лучше его вообще не было бы. Не спеша по колдобинам проехали до Акташа, дорога улучшилась. Проехали вверх по реке Кёкёмерен, где обозначена была местная достопримечательность - Кёкёмеренский каньон. Но ничего примечательно там не увидели, красивая река в окружении невысоких скал. Есть места для стоянки. Там мы и остановились на обед в 13:45.
После обеда вернулись в Акташ и повернули вдоль реки Кёкёмерен по направлению к селу Суусамыр. Вокруг разноцветные скалы, разные оттенки и цвета скалистых склонов. Недалеко от села Суусамыр встретили на обочине двух голосующих японцев рядом с легковым автомобилем. Остановились выяснить что к чему. Оказалось, это действительно японцы, которые работают по контракту в Бишкеке и в выходные поехали на рыбалку в горы. Но, видимо, был не их день - рыбы не поймали нисколько и автомобиль отказался ехать совсем. Недолго разбиравшись, определили, что пробит картер двигателя и система смазки уже не функционирует, и вероятно двигателю "крайне нехорошо". Не стали бросать иностранцев в беде, Доктор (Алексей) взял на буксир незадачливых японцев, о чём они были беспредельно рады. Но мы не учли их неопытности и неготовности к критическим ситуациям. На прямой дороге легковой автомобиль пылил потихоньку на буксире за внедорожником. Однако на небольшом, но крутом спуске японцы явно растерялись, и их автомобиль стремительно опередил буксирующий джип, трос намотался на правое переднее колесо, его подклинило. Легковушку понесло к обрыву, потащив за собой и джип, куски бампера и подкрылок легкового автомобиля полетели по сторонам. Чудом все остались на дорожном покрытии, а не улетёли в обрыв. Японцы очень испугались не столько самой ситуации, сколько гневного вида Доктора (Алексея) после этого инцидента. Они готовы были встать на колени, лишь бы мы их не бросали здесь, а вытащили на оживленное асфальтированное шоссе. Решили уж помочь, но только дальше за руль их автомобиля сел наш человек. Потихоньку вытащили автомобиль на трассу Ош-Бишкек. Японцы были крайне рады.
Въехали на трассу Ош-Бишкек в 16:25, дорога отличного качества, но сразу начался затяжной подъём на перевал Тёу-Ашуу (3600 м). Грузовики еле-еле тянутся на подъём, легковушки попроще тоже еле движутся вверх. Наверху тоннель, вроде бы какой-то пункт оплаты, но дежурный человек махнул "проезжайте". Спуск с перевала тоже очень затяжной, длинный, со множеством крутых поворотов. Начали присматривать место для ночёвки, но кругом отвесные скалы и нет свёртков с дороги. Уже почти город Кара-Балта виден вдалеке. На противоположном берегу реки Кара-Балта увидели неплохие места и свернули с дороги, вброд преодолели реку, но места загаженные. Поехали в поисках места вниз по течению за гору и обнаружили, что там много отдыхающего местного населения на легковых автомобилях, а чуть дальше шлагбаум на въезд в зону отдыха. Дежурившие на шлагбауме очень удивились, увидев наши автомобили, приехавшие из ниоткуда. Опять выехали на дорогу, но вернулись несколько километров на пропущенный свёрток и нашли неплохое место для ночёвки. Разбили лагерь в 18:50.



Юрта кыргызских кочевников На перевале Каракичи (3380 м) Вид с перевала в ущелье реки Каракичи На перевале Каракичи
Юрта кыргызских кочевников


На перевале Каракичи (3380 м)


Вид с перевала в ущелье реки Каракичи


На перевале Каракичи


Спуск с перевала Каракичи В ущелье реки Каракичи Кёкемеренский каньон Кёкемеренский каньон
Спуск с перевала Каракичи


В ущелье реки Каракичи


Кёкемеренский каньон


Кёкемеренский каньон


Цветные горы вдоль реки Кёкемерен Цветные горы вдоль реки Кёкемерен Река Кёкемерен Японцы благодарны за помощь
Цветные горы вдоль реки Кёкемерен


Цветные горы вдоль реки Кёкемерен


Река Кёкемерен


Японцы благодарны за помощь


Вид с перевала Тёу-Ашуу Спуск с перевала Тёу-Ашуу Брод реки Кара-Балта Брод реки Кара-Балта
Вид с перевала Тёу-Ашуу


Спуск с перевала Тёу-Ашуу


Брод реки Кара-Балта


Брод реки Кара-Балта




10-й день (15.08.2011)

Утром начали движение в 08:50. Проехали Кара-Балту и направились в Бишкек. Решено было заехать в город, чтобы осмотреть местные достопримечательности. Но, как оказалось, ничего примечательного Бишкек не представляет. Хорошие парки, красивая дубовая роща в центре города, но общее впечатление - город замер на стадии постсоветской перестройки.
На таможню подъехали в 14:00 и встали в очередь автомобилей. Кругом бардак, полно торговцев с большими китайскими сумками, которые пытаются без очереди пролезть на границу. Сразу к нам подошли бандитского наглого вида люди в штатском и предложили за деньги провести через границу без очереди, но мы отказались. К шлагбауму на въезд в зону пограничного контроля мы подъехали в 15:20. Но там толпа, люди давили друг друга, не обращая внимания кыргызский спецназ с автоматами. Наших пассажиров, которых заставили выйти из автомобилей, реально чуть не задавили. Кое-как таможенники на несколько секунд заставили расступиться толпу, и мы проскочили. Видимо, как-то день не задался у кыргызских таможенником и нас в спешке пропустили без досмотра. Но всё веселье ждало нас на Казахстанской таможне. Водителю первого автомобиля нашей колонны было предложено заплатить по 2000 российских рублей с каждого и тогда нас пропустят. Мы отказались. На что намеками нам дали понять, что задержат нас тут "по полной". Заставили полностью разгружать автомобили. Мы начали по-хорошему разговаривать - нет результата, возмущаться начали - какой-то начальник пришёл и недовольно высказался - "раз так, то снимайте ваши грязные запаски и тащите их на рентген!" Тут уж не выдержали мы, начали протестовать, заявили, что если есть какие-то подозрения в наш адрес, то пусть всё оформляют как положено с написанием соответствующего протокола и указанием причин столь досконального контроля. Я с блокнотом и ручкой стал переписывать имена и фамилии таможенников, на что они очень удивились, а я сказал, что эти сведения мне нужны для последующих разборок такого неподобающего отношения к нам с вышестоящими органами и, в частности, в Алмате, где у меня много знакомых. Как-то рассредоточились все сразу, разговоры про запаску прекратились. Короче, потыкали таможенники пальцами в сумки, заглянули в бардачки и нехотя отпустили нас. Выехали мы с таможни в 16:30.
Хорошей дорогой поехали по направлению к Алматы. В 19:30 были на въезде в город. Мы решили заночевать в Алматы и, по-возможности, осмотреть основные достопримечательности. Приняв душ и переодевшись, отправились по злачным местам этого красивого и дорого города. До поздней ночи гуляли по Алматы, соскучившись по цивилизации. Город в отличие от Астаны дышит богатством и роскошью. Много ресторанов, развлекательных заведений, везде ночью необычная иллюминация и подсветка. Только положительные эмоции от Алматы.



В центре Бишкека В центре Бишкека В центре Бишкека Очень сложно найти сувениры в Кыргызстане, но мы нашли
В центре Бишкека


В центре Бишкека


В центре Бишкекая


Очень сложно найти сувениры в Кыргызстане, но мы нашли




11-й день (16.08.2011)

Утром выехали рано в 07:30, чтобы не застать городских пробок. Стандартная остановка на посту ДПС, формальная проверка и расспросы. Заправка топливом и пополнение продуктов. Дорога отличная, асфальтированная в четыре полосы. За селом Есик свернули на дорогу к озеру Ыссык. На КПП заплатили по 300 тенге с человека. Как оказалось, непосредственно до самого озера асфальтированная дорога. Само озеро Ыссык красивое, бирюзовая вода, хвойный лес на берегах. Но всё истоптано и загажено туристами. Кроме озера ничего примечательного вокруг.
Продолжили движение по направлению к Чарынскому каньону. За посёлком Байсеит совсем кончились посадки деревьев и началась выжженная солнцем степь. Жара выше 40 градусов по Цельсию. Дорога по-прежнему хорошая. На повороте к Чарынскому каньону установлен указатель и далее по степной пыльной дороге около 12 километров. На въезде КПП, сбор с человека 600 тенге, а чтобы спуститься на автомобиле в каньон - 2000 тенге с автомобиля. Объехали все смотровые площадки на Чарынском каньоне и пошли пешком обследовать окрестности. Каньон очень впечатляет масштабами и причудливостью образованных водой и ветрами каменных изваяний. С удовольствием облазили наиболее интересные места и спустились вниз к реке Чарын. Там небольшая поляна, где есть несколько площадок и выходы к воде сквозь кусты, вполне можно остановиться на ночлег. Вода в реке, на удивление, тёплая, но очень бурное течение. Мы не остались в каньоне. Новосибирские экипажи Доктор и Мираж засобирались домой и, распрощавшись, рванули быстрее к дому. Оставшимися участниками решили посетить ещё одно примечательное место в этих краях - Ясеневая роща. На территории рощи произрастает ясень согдийский. Этот вид ясеня сохранился только здесь, в низовьях реки Чарын и в каньоне её притока Темирлика. Для отдыха в жаркую погоду очень неплохое место, в тени вековых деревьев прохладно, рядом река Чарын, есть питьевая вода, туалет и баня. Разбили лагерь в 19:25.



Долина реки Иссык Долина реки Иссык Озеро Иссык Озеро Иссык
Долина реки Иссык


Долина реки Иссык


Озеро Иссык


Озеро Иссык


Чарынский каньон Чарынский каньон Замки Чарынского каньона Дорога Чарынскому каньону
Чарынский каньон


Чарынский каньон


Замки Чарынского каньона


Дорога Чарынскому каньону




12-й день (17.08.2011)

Утром выехали в 09:50. Дорога до посёлка Сарыозек неплохая, но нормальных топливных заправок нет. Только на объездной города Талды-Курган появились автозаправочные станции. Однако была проблема с дизельным топливом и пришлось покрутиться, чтобы найти солярку. Выехали из города в 15:10. Скучной степной дорогой под палящим солнцем проехали до села Учарал, где примыкает трасса с Китайской границы. Где-то вдалеке на горизонте начало проглядывать большое озеро Сасык-Коль, но берега очень заросли камышом и нет песчаных берегов. Только в месте, где дорога максимально близко приближается к озеру, есть спуск с дороги и в камышах проделан выход к озеру, видимо для лодок местных рыбаков. Ночевать остановились между холмов в стороне от дороги в 20:30.



13-й день (18.08.2011)

В 09:05 выехали на автодорогу и продолжили движение к дому. Где-то за посёлком Таскескен, не доезжая около 50 км до Аягуза, дорога испортилась, колдобины появились, асфальт разрушенный. Очень плохая дорога, а по слухам и до Семипалатинска (более 300 км) ещё хуже. Но знакомые ещё в Алматы посоветовали ехать старой степной дорогой через Карааул. Монитор (Евгений) консервативно поехал проверенным путём по основной дороге, а мы двумя автомобилями рванули в бескрайние просторы степей на дорогу, где крайне редко встречается цивилизация. По дороге началась песчаная буря, и небо затянуло клубами темной пыли переносимой сильным ветром с ближайших холмов. Очень неуютно. И при этой непогоде и в центре безлюдной степи мы пробили колесо. Как только залатали покрышку жгутами и начали движение, небо разъяснилось, и погода улучшилась. Мистика...
Что касается автодороги, то до Карааула (около 120 км) посредственного качества дорога, но средняя скорость движения на внедорожнике вполне может быть 70-80 км/ч. Иногда встречаются большие выбоины, заставляющие приостанавливаться до минимальной скорости, однако в целом можно неплохо ехать. Автомобилей встречных и попутных нам не попалось на участке Аягуз-Карааул. Дальше была отличная дорога вплоть до Семипалатинска. Вечером, общаясь с Евгением, поняли, что наш маршрут более удачный, так как по основной дороге всё разбито, много объездов, большой трафик и много полицейских.
В Семипалатинске искали банкомат, чтобы снять казахстанские тенге для дозаправки техники, и, как оказалось, это не так-то просто. Бензин залили в бак, а вот дизельное топливо для Кузнеца (Андрей) не смогли найти. Сверили карты и просчитали, что ему остатка хватит до нашего Российского Рубцовска. Потом выехали из города и в сосновом бору притормозили, чтобы отдохнуть и пообщаться перед разъездом - Андрей поехал в Рубцовск и далее в Новокузнецк, а мы догонять Монитора по направлению к Павлодару и Омску.
За Семипалатинской красивые сосновые боры на песчаных барханах, но дорога на протяжении около 100 километров нехорошего качества. Далее вплоть до Павлодара хорошая дорога.



14-й день (19.08.2011)

Всю последнюю ночь нашего путешествия лил проливной дождь. Утром продолжало лить с неба и завтракали в палатке. Мокрые и грязные собрались и начали движение в 08:10. Проехали через Павлодар, чистый и аккуратный город. Дальше знакомой дорогой добрались до границы к 12:10. В очереди четыре автомобиля и жать пришлось не более 10 минут. Казахстанская и Российская таможни очень корректно себя показали, проверили и зарегистрировали документы, заглянули в багажник, задали несколько вопросов о целях поездки и пропустили без лишней задержки. Выехали с таможни в 12:50. Сразу и легче дышаться стало на Российской земле. Спокойно добрались по домам...



Резюме

Экспедиция успешно завершена, пройден весь запланированный маршрут. В ходе путешествия посещены основные достопримечательности Кыргызстана, но многое ещё осталось для будущих путешествий. В дальнейшем уже проще будет спланировать какой-либо маршрут по Кыргызстану, зная наличие и состояние основных путей, и владея информацией об окружающей инфраструктуре. Путешествие по Казахстану получилось по остаточному принципу и только "краем глаза" мы успели посмотреть на достопримечательности этой разноликой страны.



Видео





Карта маршрута и путевые точки

 
 

Комментарии  

# daf1971 08.07.2011 09:27
Доброго дня! Хотелось бы подробнее узнать про экспедицию по Средней Азии: уровень подготовки, снаряга, пропуска (загран паспорт) и прочее... Есть ли обсуждение на форуме?
# ashpuk 08.07.2011 10:27
Цитирую daf1971:
Доброго дня! Хотелось бы подробнее узнать про экспедицию по Средней Азии: уровень подготовки, снаряга, пропуска (загран паспорт) и прочее... Есть ли обсуждение на форуме?

подготовка к экспедиции идёт. список участников окончательно определён. частично обсуждение есть на форуме клуба спортивного автотуризма "Бывалец" - forum.art4x4.ru/viewtopic.php?f=6&t=190
# daf1971 08.07.2011 10:53
Понятно...очень жаль. Маршрут интресный. Поздно увидел ссылку :sad: хотел напроситься с вами
# ?lvaro G?mez Castro 14.09.2011 15:02
Hi, I have been visiting your blog. ?Congratulation s for your work! I invite you to visit my blog about literature, philosophy and films:
http://alvarogomezcastro.over-blog.es

Greetings from Santa Marta, Colombia
1