Период поездки: 20 - 22 мая 2011
Предисловие
Как-то очень спонтанно собрались небольшим коллективом прокатиться по северной тайге. Коллектив собрался из 11 человек и 10 единиц техники: BRP Outlander - 5 ед., Polaris - 2 ед., Polaris RZR - 1 ед., Polaris Ranger - 1 ед., Stels - 1 ед. Маршрут придумали при первой встрече и уже через три дня выехали на маршрут, не заставляя себя ожидать приключений.
1-й день (20.05.2011)
Сбор на базе МЧС в г. Тара. Кто-то из участников приехал с вечера, а кто-то был в пути ночью, но в 07:15 все уже активно грузились и готовили технику к выезду. Построение и в 08:50 выдвигаемся колонной при сопровождении спецавтомобиля МЧС. Проехали по городу, по мосту через Иртыш и свернули на грунтовку. Впечатления супер, когда десять единиц техники поднимают пыль и приходится ехать почти на ощупь, а пыль забивается везде куда можно. Растянулась колонна, но периодически попадаются какие-то попутные или встречные автомобили и присутствие пыли постоянно. Отпустило пыльное облако только в Пологрудово, куда мы приехали в 10:45. Дальше за селом по берегу реки Иртыш гораздо приятнее ехать.
Но спокойная дорога вдоль реки Иртыш наскучила быстро и где-то через 10 км ведущий колонну свернул на первую попавшуюся дорогу в тайгу, чтобы там найти внедорожные препятствия для выпуска накопившейся энергии и адреналина. Двигаясь по сосновому лесу немного грязи появилось, ура! Все с надеждой ждали чего-нибудь интересного от дороги, чтобы вдоволь "порубиться". Ну, и нашли! Кончилась дорога на вырубке, дальше какое-то еле заметное направление не то дороги, не то просеки. Небольшая болотина, буксуем, разматываем лебёдки, но у всех только положительные эмоции. Затем ручей, глубокий и берега обрывистые. Строим мост, повалив несколько берёз. Достаточным оказалось пять стволов от деревьев. Поочерёдно проходим самодельный мост. Брёвна на мосту периодически пытаются разъехаться, но все благополучно переправляются через ручей. Немного отъехали и ещё ручей, но заболоченный. Все участники по очереди показывают мастерство в преодолении препятствия, но не всем удаётся пройти по размешанной первыми квадроциклами болото. Особенно сложно тяжёлым RZR и Ranger. Если RZR ещё неплохо идёт, то Ranger, груженый общим запасом провианта, буксует. Лебёдками вызволяем отстающих. Тут же первая неисправность - сломана лебёдка на одном из квадроциклов. Пробираемся дальше, но дорога совсем потерялась. В добавок, между деревьев уже не твёрдый грунт, а торфяники. Около ста метров движемся почти наугад и выходим к хорошо просматриваемой просеке. Ну, вот и облегчение - дальнейший путь найден. Время уже 13:00 и кто-то предлагает обед устроить, но решено ехать дальше, ведь что тут сложного по просеке ехать!?
Однако, недостаточно мы оценили ситуацию. А точнее сказать, недооценили сложность. Немного дальше по просеке началось болото. Чуть верхний слой сдёрнуть и дальше торф, воды много. Ехать получается только первым двум квадроциклам, а остальные уже основательно вязнут. Часть квадроциклов пошла обходным путём по лесу между деревьев и болотных кочек, но воды и жидкого болота хватает и там. Сложно было с квадроциклом, на котором отказала лебёдка, не всегда получается руками вызволить из болота и приходится пробираться другим квадроциклом поближе, чтобы помочь лебёдкой. Очень утомившись квадроциклы вышли на более-менее сухой участок. А вот RZR и Ranger между деревьев не проходят и "бьются" по просеке. Stels тоже пытается идти по просеке. Болота размесили до невообразимого состояния. Передвижение получается только с лебёдками. На RZR отказала задняя лебёдка. Затем порвали трос на передней лебёдке. Кое-как все вытащили RZR на сухое место, куда пробрались квадроциклы. В болоте остались Ranger и Stels. Но Ranger'а тащить уже нет сил, а "китаец" сломался и стал недвижимым. На двух квадроциклах вернулись ближе к неисправной технике и лебёдками затащили в лес на сухой пригорок. Занялись разбором и выяснением причин неисправности.
Время 17:00, а по просеке за четыре часа прошли всего-то менее километра. Решили пересмотреть дальнейшие планы. Произвели разведку местности - болото далёко уходит в лес и по карте не менее 6 км до какой-то дороги. Решено возвращаться назад на сухой путь. На размешанном болоте принялись делать гать. В три бензопилы около двух часов мостили дорогу. Выгнали на обратный путь квадроциклы. Принялись за RZR и Ranger, практически на руках подняли и поставили на гать. Дальше легче и не торопясь выгнали технику на сухое место. Остался в болоте "китаец". Перебрали вариатор, но толку нет. На руках вынесли квадроцикл практически на твёрдую почву, но в самый интересный момент оторвали руль и он стал прокручиваться на 360 градусов. Раз уж так получилось, то решено бросить эту сломанную технику. Перегрузили необходимые вещи и двинулись в обратный путь. Буксуя в заболоченных ручьях и грязевой колее выбрались на дорогу к реке Иртыш только с наступлением темноты в 23:35. Вот так мы прокатились за экстримом по неприметной таёжной дороге!
Дальше колонной поехали в сторону Новоягодного. Как оказалось, после болот один из квадроциклов (Polaris) начал заметно греться. Приходилось останавливаться. Очевидно стало, что до планового места ночёвки в деревне Ларионовка мы сможем приехать только утром. Поэтому свернули в сосновый бор и у ручья встали на ночёвку в 02:30. Пока раскладывались, сушились и ужинали время подошло уже почти к рассвету.
Но спокойная дорога вдоль реки Иртыш наскучила быстро и где-то через 10 км ведущий колонну свернул на первую попавшуюся дорогу в тайгу, чтобы там найти внедорожные препятствия для выпуска накопившейся энергии и адреналина. Двигаясь по сосновому лесу немного грязи появилось, ура! Все с надеждой ждали чего-нибудь интересного от дороги, чтобы вдоволь "порубиться". Ну, и нашли! Кончилась дорога на вырубке, дальше какое-то еле заметное направление не то дороги, не то просеки. Небольшая болотина, буксуем, разматываем лебёдки, но у всех только положительные эмоции. Затем ручей, глубокий и берега обрывистые. Строим мост, повалив несколько берёз. Достаточным оказалось пять стволов от деревьев. Поочерёдно проходим самодельный мост. Брёвна на мосту периодически пытаются разъехаться, но все благополучно переправляются через ручей. Немного отъехали и ещё ручей, но заболоченный. Все участники по очереди показывают мастерство в преодолении препятствия, но не всем удаётся пройти по размешанной первыми квадроциклами болото. Особенно сложно тяжёлым RZR и Ranger. Если RZR ещё неплохо идёт, то Ranger, груженый общим запасом провианта, буксует. Лебёдками вызволяем отстающих. Тут же первая неисправность - сломана лебёдка на одном из квадроциклов. Пробираемся дальше, но дорога совсем потерялась. В добавок, между деревьев уже не твёрдый грунт, а торфяники. Около ста метров движемся почти наугад и выходим к хорошо просматриваемой просеке. Ну, вот и облегчение - дальнейший путь найден. Время уже 13:00 и кто-то предлагает обед устроить, но решено ехать дальше, ведь что тут сложного по просеке ехать!?
Однако, недостаточно мы оценили ситуацию. А точнее сказать, недооценили сложность. Немного дальше по просеке началось болото. Чуть верхний слой сдёрнуть и дальше торф, воды много. Ехать получается только первым двум квадроциклам, а остальные уже основательно вязнут. Часть квадроциклов пошла обходным путём по лесу между деревьев и болотных кочек, но воды и жидкого болота хватает и там. Сложно было с квадроциклом, на котором отказала лебёдка, не всегда получается руками вызволить из болота и приходится пробираться другим квадроциклом поближе, чтобы помочь лебёдкой. Очень утомившись квадроциклы вышли на более-менее сухой участок. А вот RZR и Ranger между деревьев не проходят и "бьются" по просеке. Stels тоже пытается идти по просеке. Болота размесили до невообразимого состояния. Передвижение получается только с лебёдками. На RZR отказала задняя лебёдка. Затем порвали трос на передней лебёдке. Кое-как все вытащили RZR на сухое место, куда пробрались квадроциклы. В болоте остались Ranger и Stels. Но Ranger'а тащить уже нет сил, а "китаец" сломался и стал недвижимым. На двух квадроциклах вернулись ближе к неисправной технике и лебёдками затащили в лес на сухой пригорок. Занялись разбором и выяснением причин неисправности.
Время 17:00, а по просеке за четыре часа прошли всего-то менее километра. Решили пересмотреть дальнейшие планы. Произвели разведку местности - болото далёко уходит в лес и по карте не менее 6 км до какой-то дороги. Решено возвращаться назад на сухой путь. На размешанном болоте принялись делать гать. В три бензопилы около двух часов мостили дорогу. Выгнали на обратный путь квадроциклы. Принялись за RZR и Ranger, практически на руках подняли и поставили на гать. Дальше легче и не торопясь выгнали технику на сухое место. Остался в болоте "китаец". Перебрали вариатор, но толку нет. На руках вынесли квадроцикл практически на твёрдую почву, но в самый интересный момент оторвали руль и он стал прокручиваться на 360 градусов. Раз уж так получилось, то решено бросить эту сломанную технику. Перегрузили необходимые вещи и двинулись в обратный путь. Буксуя в заболоченных ручьях и грязевой колее выбрались на дорогу к реке Иртыш только с наступлением темноты в 23:35. Вот так мы прокатились за экстримом по неприметной таёжной дороге!
Дальше колонной поехали в сторону Новоягодного. Как оказалось, после болот один из квадроциклов (Polaris) начал заметно греться. Приходилось останавливаться. Очевидно стало, что до планового места ночёвки в деревне Ларионовка мы сможем приехать только утром. Поэтому свернули в сосновый бор и у ручья встали на ночёвку в 02:30. Пока раскладывались, сушились и ужинали время подошло уже почти к рассвету.
2-й день (21.05.2011)
Спали крепким здоровым сном до 10:00. Затем не торопясь привели технику и личные вещи в порядок, приготовили полноценный обед. Один из квадроциклов, который перегревался, решено было отправить обратной дорогой в Тару. Остальные участники в 14:30 выдвинулись в сторону Новоягодного и далее в Ларионовку. Опять пыль! Дорога песчаная, местами очень неплохая и можно "поливать". Но греется ещё один квадроцикл. Резюме - на наших болотах вынос радиатора обязателен! В Новоягодном собрали растянувшуюся колонну и отдохнули немного, попив парного молока и промыв радиаторы на местной колонке. В 16:00 выехали на села. Возле деревни Усть-Шиш по мосту пересекли реку Шиш и свернули на Ларионовку. Сухо и дорога вполне проезжая для стандартного внедорожника, но в дождь тут будет совсем иначе, о чём свидетельствуют глубокие глинистые колеи. Ошибочно свернули к озеро Тайга, но на реке Куяра вовремя сориентировались и вернулись на правильный путь. В Ларионовку приехали в 17:30. Там нас ждала, предварительно по договорённости завезённая, бочка с бензином.
Разлили бензин по квадроциклам, умылись в колодце, отдохнули. Местные попытались нам объяснить направление нужной нам дороги. Немного разобрались с картами и выехали из деревни. Пересекли по дамбе ручей и на поляне возле соснового леса остановились поужинать и обсудить дальнейшие планы. Коллектив явно разделился на две части - те, кто готов был при любых условиях ехать искать дорогу в Князевку, и те, кто не особо жаждал продолжать экстремальное путешествие в неизвестность. Поужинав, приняли решение - пять квадроциклов продолжают путешествие, а три единицы техники возвращаются в Тару.
В 19:15 продолжили движение в сторону Князевки. Около десяти километров от Ларионовки нормальная дорога, наезженная, видимо, охотниками. Дальше заросшие и заболоченные участки. Болото началось постепенно, поначалу около десяти метров болотной жижи, а дальше всё протяжённее. Вокруг стойкий запах болота! Незаметно болото уже везде и только глубина его меняется от "по колено" до "по самые …" Иногда техника тонет очень хорошо и для уверенности не хватает шноркеля. Не смотря на трудности неплохо и с энтузиазмом движемся. Торопимся до темноты и даже никто не думает фотоаппарат достать (о чём очень сожалели по завершению маршрута - нет кадров хороших этого участка нашего путешествия). Периодически вспоминаем - "хорошо, что RZR и Ranger не поехали с нами". Помогая друг другу проходим основные болота, которые по протяжённости составили 15 километров. Вышли к верховью реке Сик. Были предволожения, что придётся переплывать реку, но почему-то в этом году очень низкая вода и мы без проблем переправились через реку и притоки. Дальше болота закончились и только низины у ручьёв заставляли немного покопаться в грязи. Дорога заросла кустарником, видимо, уже лет десять никто по ней не ездил. Как тракторами валим молоденькие осины. Вышли на, так называемые, "Князевские поля", небольшие поляны в тайге - когда-то здесь занимались сельским хозяйством, но сейчас всё заброшено и пахотные земли поросли луговиной. Выходы с таких полян очень плохо искать, всё заросло. Помогали снимки со спутника, загруженные в навигатор, на которых старая дорога еле заметно просматривалась и получалось сориентироваться на местности куда ехать дальше.
Пройдя от реки Сик около 15 километров вышли на проезжую дорогу возле реки Сигоза и в 23:30 заехали в Князевку. Останавливаться не стали, проехали заброшенное село и встали на ночёвку в лесу.
Разлили бензин по квадроциклам, умылись в колодце, отдохнули. Местные попытались нам объяснить направление нужной нам дороги. Немного разобрались с картами и выехали из деревни. Пересекли по дамбе ручей и на поляне возле соснового леса остановились поужинать и обсудить дальнейшие планы. Коллектив явно разделился на две части - те, кто готов был при любых условиях ехать искать дорогу в Князевку, и те, кто не особо жаждал продолжать экстремальное путешествие в неизвестность. Поужинав, приняли решение - пять квадроциклов продолжают путешествие, а три единицы техники возвращаются в Тару.
В 19:15 продолжили движение в сторону Князевки. Около десяти километров от Ларионовки нормальная дорога, наезженная, видимо, охотниками. Дальше заросшие и заболоченные участки. Болото началось постепенно, поначалу около десяти метров болотной жижи, а дальше всё протяжённее. Вокруг стойкий запах болота! Незаметно болото уже везде и только глубина его меняется от "по колено" до "по самые …" Иногда техника тонет очень хорошо и для уверенности не хватает шноркеля. Не смотря на трудности неплохо и с энтузиазмом движемся. Торопимся до темноты и даже никто не думает фотоаппарат достать (о чём очень сожалели по завершению маршрута - нет кадров хороших этого участка нашего путешествия). Периодически вспоминаем - "хорошо, что RZR и Ranger не поехали с нами". Помогая друг другу проходим основные болота, которые по протяжённости составили 15 километров. Вышли к верховью реке Сик. Были предволожения, что придётся переплывать реку, но почему-то в этом году очень низкая вода и мы без проблем переправились через реку и притоки. Дальше болота закончились и только низины у ручьёв заставляли немного покопаться в грязи. Дорога заросла кустарником, видимо, уже лет десять никто по ней не ездил. Как тракторами валим молоденькие осины. Вышли на, так называемые, "Князевские поля", небольшие поляны в тайге - когда-то здесь занимались сельским хозяйством, но сейчас всё заброшено и пахотные земли поросли луговиной. Выходы с таких полян очень плохо искать, всё заросло. Помогали снимки со спутника, загруженные в навигатор, на которых старая дорога еле заметно просматривалась и получалось сориентироваться на местности куда ехать дальше.
Пройдя от реки Сик около 15 километров вышли на проезжую дорогу возле реки Сигоза и в 23:30 заехали в Князевку. Останавливаться не стали, проехали заброшенное село и встали на ночёвку в лесу.
3-й день (22.05.2011)
Утром подъём в 07:00 и в 08:25 выезжаем. Вернулись в Князевку на фото-сессию. В очередной раз поразило это огромное заброшенное село, в котором когда-то было более ста жилых дворов и кипела жизнь.
Дорога из Князевки в цивилизацию в этом году на удивление очень сухая. Лесовозная колея с весны осталась, но сухо можно аккуратно обочиной пройти на стандартном внедорожнике. Пересохли даже ручьи, которые создавали проблемы на участке Малиновка-Князевка. Нам повезло и не было дождя, поэтому без приключений достаточно быстро выбрались в цивилизацию и в Тару приехали в 11:40.
Дорога из Князевки в цивилизацию в этом году на удивление очень сухая. Лесовозная колея с весны осталась, но сухо можно аккуратно обочиной пройти на стандартном внедорожнике. Пересохли даже ручьи, которые создавали проблемы на участке Малиновка-Князевка. Нам повезло и не было дождя, поэтому без приключений достаточно быстро выбрались в цивилизацию и в Тару приехали в 11:40.
Резюме
Понятно, что первый день путешествия получился бестолковым из-за того, что безрезультатно ковырялись в болотах. Но отсутствие результата тоже результат. Сплотилась команда, обменялись опытом, проверили технику и себя.
Второй день очень результативен - проверена неизвестная дорога. Участок Ларионовка-Князевка очень интересен в техническом аспекте, там есть болота, колея, ручьи, бороды через реки. Но дорога вполне проходима на квадроциклах, а осенью, думаю, можно и на подготовленном внедорожнике проехать.
Второй день очень результативен - проверена неизвестная дорога. Участок Ларионовка-Князевка очень интересен в техническом аспекте, там есть болота, колея, ручьи, бороды через реки. Но дорога вполне проходима на квадроциклах, а осенью, думаю, можно и на подготовленном внедорожнике проехать.
Фотографии
Карта маршрута и путевые точки
Комментарии
Вот это рубилово у вас вышло....
Здор ово!
Вот только, в очередной раз, убеждаюсь, что КР?ТАЙ не очень то по живучести..... все ж сыпятся они.
УВЕРЕН, мой китаец в этот раз не спасует в поездке