Давным-давно обсуждая глобальные планы предстоящих путешествий и как-то единодушно шутя, загорелась наша команда сумбурной идеей покорить Северный полюс на снегоходах. Конечно, про достижение самой конечной цели - Северного полюса, пока говорить рано, но человеку свойственно жить мечтами, и поэтому нужно стараться воплощать их в жизнь. Вот и мы планомерно начали двигаться к своей <мечте> - на СЕВЕР, а там уже по ходу определяться - покорим ли мы Северный полюс или нет! При этом решено было маршрут проложить непосредственно из Омска. Так в 2011 году нам удалось пробить дорогу из Омской области в Ханты-Мансийский автономный округ (см. отчёт "Путешествие к озеру Тегус-Лор и избам Лянтина"), а в 2012 году мы прошли прямым тысячекилометровым маршрутом через Васюганские болота от Сургута до Омска (см. отчёт "Экспедиция Сургут-Омск"). Дальше на ум пришел маршрут непосредственно к берегам Карского моря! Однако это слишком протяжённый маршрут, если связывать непрерывную цепочку с Сургутом, да и незнакомы мы с местными трудностями и особенностями передвижения на снегоходах по Заполярной тундре. Поэтому на 2013 год решено было реализовать, так сказать, первичную разведку Заполярья, состоящую в выезде в период с 26 марта по 04 апреля на Тазовскую губу и оттуда - на юг по направлению к Сургуту (протяженность более 900 км).
1-й день (27 марта). Посёлок Тазовский
Заполярье встретило нас морозом -37С и ветром 12 м/с. Снегоходы завелись нехотя. На разгрузку с длинномера и укладку вещей по саням ушло почти полдня. Выехали на ознакомительную поездку по Тазовской губе. Бескрайние пространства ледяного царства завораживают. В основном всё заметено снегом, но местами проплешины чистого льда, который на ярком солнце играет цветами от бирюзового до синего. Как заколдованные мы любуемся прозрачной толщей ледяного покрова и не можем оторвать глаз от причудливых узоров трещинок и пузырьков во льду.
По Тазовской губе мимо проезжают рыбаки на снегоходах и Треколах, некоторые останавливаются пообщаться и расспросить кто мы и откуда. По возвращению в посёлок интерес к нам у местного населения ещё больше. Многие дают советы и рекомендации. Но большинство в непонимании, почему мы едем на юг, а не на север?! Ведь с посёлка Тазовский обычно стартуют дальше к Северному ледовитому океану, к Диксону, к Северной земле...
Пытаемся купить в посёлке северной рыбы в дорогу, но безрезультатно. Местные рыбаки ссылаются, что рыбы нет уже два года, а причиной тому сброс в воды метанола, постарались нефтегазодобытчики. Но в поисках рыбы нам немного помог случай, при возвращении по Тазовской губе на буранном следу мы нашли большого замороженного муксуна, который видимо выпал у проезжающих рыбаков. Не стали брезговать и подобрали, потом строганина из этого муксуна получалась отменная...
По Тазовской губе мимо проезжают рыбаки на снегоходах и Треколах, некоторые останавливаются пообщаться и расспросить кто мы и откуда. По возвращению в посёлок интерес к нам у местного населения ещё больше. Многие дают советы и рекомендации. Но большинство в непонимании, почему мы едем на юг, а не на север?! Ведь с посёлка Тазовский обычно стартуют дальше к Северному ледовитому океану, к Диксону, к Северной земле...
Пытаемся купить в посёлке северной рыбы в дорогу, но безрезультатно. Местные рыбаки ссылаются, что рыбы нет уже два года, а причиной тому сброс в воды метанола, постарались нефтегазодобытчики. Но в поисках рыбы нам немного помог случай, при возвращении по Тазовской губе на буранном следу мы нашли большого замороженного муксуна, который видимо выпал у проезжающих рыбаков. Не стали брезговать и подобрали, потом строганина из этого муксуна получалась отменная...
2-й день (28 марта). Заполярная тундра
Выехали из посёлка Тазовский в 08:30. Ветер по-прежнему сильный, но потеплело до -32С. Двигаемся по азимуту, вокруг бескрайние просторы Заполярной тундры. Абсолютно ничего нет на горизонте, ни деревьев, ни гор, сплошная снежная равнина без конца и края. Сначала присутствует ощущение потерянности и чувство дискомфорта в этой пустынной стороне. Но постепенно это проходит, и подсознательно начинаешь чувствовать какое-то своё уникальное очарование этой нетронутой цивилизацией, девственной тундры.
От постоянных ветров снежный наст очень жёсткий. Скорость снегоходов не более 20-30 км/ч. Иначе нельзя, опасаемся за подвеску снегоходов и сани. Периодически останавливаемся проверить крепление груза в санях. Проехали около 35 км равнинной тундры, на подходе к реке Пур начались встречаться холмы и овраги, хилые елочки в оврагах попадаются. Старались ехать низинами, там снег рыхлее и мягче, и можно быстрее и комфортнее двигаться. Но в одном из оврагов пришлось притормозить из-за непредвиденной поломки - на одних из саней оборвало вертлюг на прицепном устройстве. Никакого износа не выявлено, без явных причин в одночасье порвало стальную деталь. Восстановили работоспособность саней и двинулись дальше.
Выехали на мощный утёс над рекой Пур - Мыс Шеймина. Обрывистый берег на реку и перепад высот в 53 метра, видимость на многие километры вдаль. Посреди равнинной тундры очень заметное и примечательное место. Мыс назван именем купца Николая Григорьевича Шеймина (1833-1887 гг.), знаковой фигуры на крайнем севере в 19 веке. Тут же на утёсе могилы жены и дочери этого купца. Чуть дальше на склоне старинное кладбище местных ненцев, могилы не в земле, а в сколоченных деревянных ящиках, колокольчик над каждой и перед могилой сани перевёрнутые. Непонятный холодок прошёлся по телу, находясь рядом с этим кладбищем, и мы скорее поехали прочь.
Основным сегодняшним препятствием на нашем пути была именно река Пур. Русло извилистое, здесь в низовьях она делится на рукава, образуя дельту шириной до 21 км. Берега на многочисленных рукавах реки обрывистые и заросшие кустарником. Но мы успешно форсировали эту реку за полтора часа.
За рекой Пур снова равнинная и бескрайняя тундра. Немного развлекшись на преодолении реки, опять скучали, монотонно двигаясь на скорости не более 30 км/ч. На пути по-прежнему никаких следов цивилизации, лишь пару раз встретились остовы старых ненецких юрт. От посёлка Тазовский мы преодолели 118 км, и к 17:40 добрались до реки Сягойхадуттэ. На берегах растут полноценные ели, много сушняка на дрова, и это стало аргументом встать на ночёвку в этом месте.
От постоянных ветров снежный наст очень жёсткий. Скорость снегоходов не более 20-30 км/ч. Иначе нельзя, опасаемся за подвеску снегоходов и сани. Периодически останавливаемся проверить крепление груза в санях. Проехали около 35 км равнинной тундры, на подходе к реке Пур начались встречаться холмы и овраги, хилые елочки в оврагах попадаются. Старались ехать низинами, там снег рыхлее и мягче, и можно быстрее и комфортнее двигаться. Но в одном из оврагов пришлось притормозить из-за непредвиденной поломки - на одних из саней оборвало вертлюг на прицепном устройстве. Никакого износа не выявлено, без явных причин в одночасье порвало стальную деталь. Восстановили работоспособность саней и двинулись дальше.
Выехали на мощный утёс над рекой Пур - Мыс Шеймина. Обрывистый берег на реку и перепад высот в 53 метра, видимость на многие километры вдаль. Посреди равнинной тундры очень заметное и примечательное место. Мыс назван именем купца Николая Григорьевича Шеймина (1833-1887 гг.), знаковой фигуры на крайнем севере в 19 веке. Тут же на утёсе могилы жены и дочери этого купца. Чуть дальше на склоне старинное кладбище местных ненцев, могилы не в земле, а в сколоченных деревянных ящиках, колокольчик над каждой и перед могилой сани перевёрнутые. Непонятный холодок прошёлся по телу, находясь рядом с этим кладбищем, и мы скорее поехали прочь.
Основным сегодняшним препятствием на нашем пути была именно река Пур. Русло извилистое, здесь в низовьях она делится на рукава, образуя дельту шириной до 21 км. Берега на многочисленных рукавах реки обрывистые и заросшие кустарником. Но мы успешно форсировали эту реку за полтора часа.
За рекой Пур снова равнинная и бескрайняя тундра. Немного развлекшись на преодолении реки, опять скучали, монотонно двигаясь на скорости не более 30 км/ч. На пути по-прежнему никаких следов цивилизации, лишь пару раз встретились остовы старых ненецких юрт. От посёлка Тазовский мы преодолели 118 км, и к 17:40 добрались до реки Сягойхадуттэ. На берегах растут полноценные ели, много сушняка на дрова, и это стало аргументом встать на ночёвку в этом месте.
3-й день (29 марта). Путь на Новый Уренгой
Утром стартовали в 09:40. По-прежнему движение по азимуту. До Нового Уренгоя напрямую около 80 километров. На юго-западе вдалеке уже появились вышки нефтегазодобычи. Ближе к городу следов цивилизации добавилось, и тундра потеряла то дикое очарование, что было раньше. Изменился и ландшафт, чаще стали попадаться реки с крутыми берегами, а вдоль рек густые хвойные леса. Технически ехать стало интереснее.
На подъезде к городу форсировали реку Евояха и окунулись в бурную жизнь цивилизации. Подвёл gps-навигатор - по заданным координатам на месте предполагаемой АЗС ничего не оказалось. Пришлось углубиться на окраину Нового Уренгоя. Успешно пополнили запасы топлива и свежего хлеба. Выдвинулись прочь от городской суеты.
Началась метель. Южнее Нового Уренгоя уже не тундра, а лесотундра - между протяжённых тундровых болот много густых хвойных лесов. Снег уже совсем другой, много его, рыхлый и рассыпчатый. Остановились на ночёвку в 19:10 на берегу реки Малый Ямсовей.
На подъезде к городу форсировали реку Евояха и окунулись в бурную жизнь цивилизации. Подвёл gps-навигатор - по заданным координатам на месте предполагаемой АЗС ничего не оказалось. Пришлось углубиться на окраину Нового Уренгоя. Успешно пополнили запасы топлива и свежего хлеба. Выдвинулись прочь от городской суеты.
Началась метель. Южнее Нового Уренгоя уже не тундра, а лесотундра - между протяжённых тундровых болот много густых хвойных лесов. Снег уже совсем другой, много его, рыхлый и рассыпчатый. Остановились на ночёвку в 19:10 на берегу реки Малый Ямсовей.
4-й день (30 марта). Битва со снегом
Метель не утихала всю ночь. Вчерашние наши следы совсем не видны. Собрались и выдвинулись в 10:00. Снега много, особенно в лесу. Снегоходы периодически валятся, приходится останавливаться и всем на руках вызволять технику из снежного плена. Метель усилилась, видимость 5-10 метров перед снегоходом. Иногда чуть не сталкиваемся друг с другом, не видно ничего. Несколько раз, не успев затормозить, прыгали с небольших обрывов, неожиданно возникающих перед снегоходом. Средняя скорость передвижения получалась не более 20 км/ч.
А снега становилось всё больше и больше. Местами в переметённых просеках приходилось снегоходами без саней накатывать дорогу, а потом уже возвращаться за санями и ехать подготовленным путём. Снег весенний, сыпучий как песок, совсем не укатывается. Снегоходы зарываются, отцепляем сани, на руках выталкиваем, задний ход, цепляем сани и пытаемся двигаться дальше. И так бесконечно много раз... Вымотались все, вымокли до трусов. Да ещё эта непрекращающаяся метель...
Порвали ремень на флагманском снегоходе. Пока производили замену, на пронизывающем ветру основательно замерзли. Время 19:00, не выполнив дневного плана, встали на ночёвку почти прямо на пути нашего движения. Из последних сил ставили палатку и готовили дрова. Самый тяжёлый день получился.
А снега становилось всё больше и больше. Местами в переметённых просеках приходилось снегоходами без саней накатывать дорогу, а потом уже возвращаться за санями и ехать подготовленным путём. Снег весенний, сыпучий как песок, совсем не укатывается. Снегоходы зарываются, отцепляем сани, на руках выталкиваем, задний ход, цепляем сани и пытаемся двигаться дальше. И так бесконечно много раз... Вымотались все, вымокли до трусов. Да ещё эта непрекращающаяся метель...
Порвали ремень на флагманском снегоходе. Пока производили замену, на пронизывающем ветру основательно замерзли. Время 19:00, не выполнив дневного плана, встали на ночёвку почти прямо на пути нашего движения. Из последних сил ставили палатку и готовили дрова. Самый тяжёлый день получился.
Полярное солнце |
Место второй ночёвки |
Затонувший трактор |
На реке Ягенетта |
Река Комсятта |
Река Харвудъяха |
На просеке |
Глубокий снег |
5-й день (31 марта). В водном плену реки Пякупур
После вчерашней нагрузки и утомления, мышцы отказываются работать. Но собрались с силами и уже в 09:45 выдвинулись в путь. Метель немного ослабла, видимость улучшилась. Но по-прежнему шквальный ветер. Ищем пути проезда, пробуем проехать просеками, пробуем проехать болотами. Не прошло и часу движения, а мы уже снова все мокрые и уставшие. Проклинаем этот снег и вспоминаем, как же хорошо было ехать по тундре...
В Пурпе мы добрались к 13:40. Пополнили запасы топлива на АЗС. Насквозь мокрые, решаем немного дать себе расслабиться и отдохнуть. Зашли в ближайшее кафе у вокзала. Теплое уютное помещение и горячая еда быстро согрели нас и дали сил двигаться дальше.
По просеке на газопроводе к реке Пякупур подъехали в 15:25. Река большая, но внешне ничего не предвещало трудностей. Первый снегоход без саней прошёл больше двух третьих ширины реки и остальные опрометчиво двинулись следом. Но, как оказалось, у противоположного берега под снегом стоит вода. И заметили это поздно, так как первый снегоход по верхам проскочил, и почти не выступила вода. А вот снегоходы с гружёными санями как двигались, так и провалились. Воды много, выше колена. Снежно-водяная каша крепко держит снегоходы. Разматываем все, какие есть верёвки, цепляем лебёдки, вытягиваем и выталкиваем снегоходы, а затем сани. Очередной порыв ремня на одном из снегоходов, замена в воде. Уже не обращаем внимания, что в ботинках булькает холодная вода. Но нам некогда мёрзнуть, дружно вызволяем всю технику из водяного плена реки Пякупур. Лишь в 18:15 мы все вместе с техникой выбрались на берег. Мы мокрые насквозь, на штормовом ветру быстро замёрзли. Никакого дальнейшего движения не может быть, нужно сушиться и отогреваться. На нашу удачу, нашли тут же на берегу небольшую рыбацкую лачугу с печкой. Остановились на ночёвку.
В Пурпе мы добрались к 13:40. Пополнили запасы топлива на АЗС. Насквозь мокрые, решаем немного дать себе расслабиться и отдохнуть. Зашли в ближайшее кафе у вокзала. Теплое уютное помещение и горячая еда быстро согрели нас и дали сил двигаться дальше.
По просеке на газопроводе к реке Пякупур подъехали в 15:25. Река большая, но внешне ничего не предвещало трудностей. Первый снегоход без саней прошёл больше двух третьих ширины реки и остальные опрометчиво двинулись следом. Но, как оказалось, у противоположного берега под снегом стоит вода. И заметили это поздно, так как первый снегоход по верхам проскочил, и почти не выступила вода. А вот снегоходы с гружёными санями как двигались, так и провалились. Воды много, выше колена. Снежно-водяная каша крепко держит снегоходы. Разматываем все, какие есть верёвки, цепляем лебёдки, вытягиваем и выталкиваем снегоходы, а затем сани. Очередной порыв ремня на одном из снегоходов, замена в воде. Уже не обращаем внимания, что в ботинках булькает холодная вода. Но нам некогда мёрзнуть, дружно вызволяем всю технику из водяного плена реки Пякупур. Лишь в 18:15 мы все вместе с техникой выбрались на берег. Мы мокрые насквозь, на штормовом ветру быстро замёрзли. Никакого дальнейшего движения не может быть, нужно сушиться и отогреваться. На нашу удачу, нашли тут же на берегу небольшую рыбацкую лачугу с печкой. Остановились на ночёвку.
Лесная дорога |
На лесной дороге |
На зимнике |
На зимнике |
На реке Пякупур |
На реке Пякупур |
На реке Пякупур |
На реке Пякупур |
6-й день (01 апреля). Последствия метели
После ночной метели всё вокруг заметено свежим снегом. Наши снегоходы пришлось, в прямом смысле, откапывать из снежных сугробов. Выдвинулись на маршрут в 08:55. К большому снегу добавились огромные перемёты. Ехать стало ещё труднее, ещё интереснее. По целине абсолютно невозможно ехать на снегоходе, встаёт в свечку снегоход и закапывается. Нас спасает наличие просеки вдоль магистрально газопровода, где до снегопадов проезжала какая-то техника и уплотнила снег. Но стоило чуть сбиться со следа, и снегоход тонет в снегу. Много останавливаемся, помогаем друг другу. Местами, получается, двигаться 40-50 км/ч, но чаще скорость 20-30 км/ч.
Местность ужё таёжная, плотный лес вокруг. Однако постепенно лес расступился, и мы вышли на большие заболоченные пространства. Тут метель прошлых трёх дней постаралась на славу, снежные перемёты выше человека, сидящего на снегоходе. Штурмуем снежные преграды и в лоб и в объезд. Переворачиваемся, застреваем, опрокидываемся, толкаем...
Догнали нас на вездеходе газовики. Остановились пообщаться. Нас запугивают, что дальше на ближайшие 40 километров лучше не будет, те же болота и такие же перемёты. Советуют свернуть на Ханымей и зимником добраться до Ноябрьска. Но мы пробуем двигаться дальше. Однако ещё несколько километров такой адской дороги, и мы потеряли уверенность в своих силах. Время 16:30, а до Ноябрьска, где мы должны быть вечером, ещё 65 километров этого жуткого бездорожья. Приняли решение ближайшей просекой выйти на Ханымей и в Ноябрьск дойти зимником.
На зимник выбрались. Но метелью его замело основательно, только на снегоходах по нему и ездить. Грузовики-вездеходы буксуют, бульдозера пытаются пробить дорогу. А мы, объезжая застрявшие машины, благополучно добрались до города к 20:15. Там нас ждали теплые номера в предварительно забронированной гостинице. Так и было у нас запланирована лишь одна ночёвка с помывкой в цивилизации, а все остальные ночи в нашей походной палатке.
Местность ужё таёжная, плотный лес вокруг. Однако постепенно лес расступился, и мы вышли на большие заболоченные пространства. Тут метель прошлых трёх дней постаралась на славу, снежные перемёты выше человека, сидящего на снегоходе. Штурмуем снежные преграды и в лоб и в объезд. Переворачиваемся, застреваем, опрокидываемся, толкаем...
Догнали нас на вездеходе газовики. Остановились пообщаться. Нас запугивают, что дальше на ближайшие 40 километров лучше не будет, те же болота и такие же перемёты. Советуют свернуть на Ханымей и зимником добраться до Ноябрьска. Но мы пробуем двигаться дальше. Однако ещё несколько километров такой адской дороги, и мы потеряли уверенность в своих силах. Время 16:30, а до Ноябрьска, где мы должны быть вечером, ещё 65 километров этого жуткого бездорожья. Приняли решение ближайшей просекой выйти на Ханымей и в Ноябрьск дойти зимником.
На зимник выбрались. Но метелью его замело основательно, только на снегоходах по нему и ездить. Грузовики-вездеходы буксуют, бульдозера пытаются пробить дорогу. А мы, объезжая застрявшие машины, благополучно добрались до города к 20:15. Там нас ждали теплые номера в предварительно забронированной гостинице. Так и было у нас запланирована лишь одна ночёвка с помывкой в цивилизации, а все остальные ночи в нашей походной палатке.
7-й день (02 апреля). Оттепель
Солнечно и тепло, температура около нуля, а на солнце и вообще всё тает. Отмывшиеся под горячим душем и отдохнувшие в уютных номерах гостиницы мы были готовы продолжить путь. В 09:00 выехали. Но проблемой было найти оптимальный объезд и выезд из города. Предварительно запланированный путь не вполне соответствовал реальности. В поисках проезда попали на большой лыжный центр. Нашли администрацию, попросили проводить нас хотя бы с территории спортивных трасс. Ребята на своем снегоходе отозвались на просьбу, вывели нас в чистое поле и сориентировали по дальнейшему движению на выезд из города.
На выезде, перед пересечением федеральной автомобильной дороги нас остановил патруль ДПС. Проверив документы и расспросив нас про наши приключения, сотрудники ГИБДД предложили помощь, и перекрыли временно дорогу, чтобы мы могли безопасно пересечь её. Дальше мы упёрлись в железнодорожные пути, и нам нужно было найти проезд на другую сторону железной дороги. По предварительно намеченному пути выехали к мосту над маленькой речкой Нанклёх, которая была совсем не замёршая в этом месте. На косогоре под мостом пришлось потрудиться, чтобы протоптать дорожку между отсыпкой железнодорожного моста и журчащей реки. Но все без приключений проехали. Выехали в тайгу. Снег на солнце совсем плохой стал, размокший и липкий. Снегоходы работают на пределе. Периодически пробиваем дорогу снегоходами без саней, а затем возвращаемся за санями. В какие-то моменты кажется, что движение дальше уже невозможно. Но несколько минут на отдых и чашка горячего чая с горьким шоколадом возвращают силы.
На реке Айкаёган пришлось совсем притормозить. При разведке реки провалились по пояс в воду. Большая полынья под берегом, заметённая снегом. Начали искать возможность форсировать реку. Чуть в стороне на излучине реки обнаружили место, где лёд практически от берега до берега. Для надёжности в снежно-водяную кашу настелили гать из веток. По-очереди переправили снегоходы.
На ночёвку остановились по плановому времени в 19:05. За день прошли всего 101 километр. Усталость прошлых дней и этого дня навалилась на нас. Но дали себе установку, что это крайняя наша ночёвка в тайге и завтра мы должны добраться до конечной точки нашего путешествия.
На выезде, перед пересечением федеральной автомобильной дороги нас остановил патруль ДПС. Проверив документы и расспросив нас про наши приключения, сотрудники ГИБДД предложили помощь, и перекрыли временно дорогу, чтобы мы могли безопасно пересечь её. Дальше мы упёрлись в железнодорожные пути, и нам нужно было найти проезд на другую сторону железной дороги. По предварительно намеченному пути выехали к мосту над маленькой речкой Нанклёх, которая была совсем не замёршая в этом месте. На косогоре под мостом пришлось потрудиться, чтобы протоптать дорожку между отсыпкой железнодорожного моста и журчащей реки. Но все без приключений проехали. Выехали в тайгу. Снег на солнце совсем плохой стал, размокший и липкий. Снегоходы работают на пределе. Периодически пробиваем дорогу снегоходами без саней, а затем возвращаемся за санями. В какие-то моменты кажется, что движение дальше уже невозможно. Но несколько минут на отдых и чашка горячего чая с горьким шоколадом возвращают силы.
На реке Айкаёган пришлось совсем притормозить. При разведке реки провалились по пояс в воду. Большая полынья под берегом, заметённая снегом. Начали искать возможность форсировать реку. Чуть в стороне на излучине реки обнаружили место, где лёд практически от берега до берега. Для надёжности в снежно-водяную кашу настелили гать из веток. По-очереди переправили снегоходы.
На ночёвку остановились по плановому времени в 19:05. За день прошли всего 101 километр. Усталость прошлых дней и этого дня навалилась на нас. Но дали себе установку, что это крайняя наша ночёвка в тайге и завтра мы должны добраться до конечной точки нашего путешествия.
8-й день (03 апреля). Последний рывок
Собрали лагерь, и вышли на маршрут в 08:45. Опять рыхлый снег, и его очень много. Пробиваем дорогу, копаемся, толкаем, тянем...
К Когалыму подъехали в 12:00. Немного поплутали в поисках нужного пути. Выскочили на плановый маршрут по просеке газопровода. Движемся медленно, постоянно буксуя в целинном снегу. Упёрлись в железнодорожные пути. Что-то напутали мы с картой, полагая, что в этом месте есть проезд под путями. Но ничего рядом не оказалось. Пришлось форсировать железную дорогу в нарушение всех правил (да простят нас железнодорожники).
Опять снег, много рыхлого снега: Сил нет копать и толкать снегоходы. Решили свернуть с маршрута и вернуться к железной дороге, где ранее заметили старый след снегоходов. Не совсем, то направление, которое нам нужно (нам нужно на юго-запад, а след идет строго на юг), но физические и моральные силы покидают нас. Движемся по еле заметной снегоходной дорожке вдоль путей. Достаточно легко проезжаем к реке Тром-Юган. Форсируем реку и объезжаем посёлок Тром-Аган. Дальше просеками пытаемся выйти на нужное нам направление в сторону Сургута.
Бензин в снегоходах на исходе. Началась метель, снег с дождём, видимость плохая, а время уже 20:00. Принимаем для себя решение поставить точку в нашем путешествии и закончить маршрут в Ульт-Ягуне. Всё самое интересное и сложное мы уже преодолели, и уже хватит нам приключений. А оставшиеся пригородные 20 километров до Сургута теряются на фоне нашего пройденного пути длинною в 900 километров.
К Когалыму подъехали в 12:00. Немного поплутали в поисках нужного пути. Выскочили на плановый маршрут по просеке газопровода. Движемся медленно, постоянно буксуя в целинном снегу. Упёрлись в железнодорожные пути. Что-то напутали мы с картой, полагая, что в этом месте есть проезд под путями. Но ничего рядом не оказалось. Пришлось форсировать железную дорогу в нарушение всех правил (да простят нас железнодорожники).
Опять снег, много рыхлого снега: Сил нет копать и толкать снегоходы. Решили свернуть с маршрута и вернуться к железной дороге, где ранее заметили старый след снегоходов. Не совсем, то направление, которое нам нужно (нам нужно на юго-запад, а след идет строго на юг), но физические и моральные силы покидают нас. Движемся по еле заметной снегоходной дорожке вдоль путей. Достаточно легко проезжаем к реке Тром-Юган. Форсируем реку и объезжаем посёлок Тром-Аган. Дальше просеками пытаемся выйти на нужное нам направление в сторону Сургута.
Бензин в снегоходах на исходе. Началась метель, снег с дождём, видимость плохая, а время уже 20:00. Принимаем для себя решение поставить точку в нашем путешествии и закончить маршрут в Ульт-Ягуне. Всё самое интересное и сложное мы уже преодолели, и уже хватит нам приключений. А оставшиеся пригородные 20 километров до Сургута теряются на фоне нашего пройденного пути длинною в 900 километров.
Рассвет на болотах |
Место крайней ночёвки |
Место крайней ночёвки |
Место крайней ночёвки |
Обеденный перерыв |
Обеденный перерыв |
Коллективное фото |
Коллективное фото |
Резюме
Основной нашей задачей было познакомиться с Заполярной тундрой, оценить возможные препятствия и трудности в тундре, чтобы быть готовыми при дальнейших наших путешествиях на север. Всё это вполне получилось и нужные выводы нами сделаны.
А в остальном путь оказался сложным из-за обильного снега в этом году. Местные жители, с кем довелось поговорить в поездке, сами отмечают, что такого большого снега не было уже лет десять. Наверняка, месяцем раньше легче бы прошли маршрут от Нового Уренгоя до Сургута, но сейчас снег совсем по-весеннему рассыпчатый, а наст не держит снегоходы.
Техника наша не подвела. Два порванных ремня вариатора и сломанное дышло одних из саней - это ерунда. Но самое главное - мы проверили самих себя, проверили нас в команде. Именно в сплоченной команде мы смогли пройти весь маршрут.
А в остальном путь оказался сложным из-за обильного снега в этом году. Местные жители, с кем довелось поговорить в поездке, сами отмечают, что такого большого снега не было уже лет десять. Наверняка, месяцем раньше легче бы прошли маршрут от Нового Уренгоя до Сургута, но сейчас снег совсем по-весеннему рассыпчатый, а наст не держит снегоходы.
Техника наша не подвела. Два порванных ремня вариатора и сломанное дышло одних из саней - это ерунда. Но самое главное - мы проверили самих себя, проверили нас в команде. Именно в сплоченной команде мы смогли пройти весь маршрут.
Карта с маршрутом и путевыми точками
Дополнительные материалы
Обсуждение мероприятия на форумах:
- сноумобайл.рф - место общения владельцев техники для активного отдыха
- snowmobile.ru - всё о снегоходах и не только
- сноумобайл.рф - место общения владельцев техники для активного отдыха
- snowmobile.ru - всё о снегоходах и не только
Комментарии
Отч ёт с фотографиями будет опубликован в ближайшее время...
я знаю, что в 2011 году команда от ОАО В«Русская механикаВ» прошла маршрут Салехард-Уэлен.
а кто сейчас и где они с декабря?
С уважением, Ю.Н. Квашнин