Заполярье-2013




Давным-давно обсуждая глобальные планы предстоящих путешествий и как-то единодушно шутя, загорелась наша команда сумбурной идеей покорить Северный полюс на снегоходах. Конечно, про достижение самой конечной цели - Северного полюса, пока говорить рано, но человеку свойственно жить мечтами, и поэтому нужно стараться воплощать их в жизнь. Вот и мы планомерно начали двигаться к своей <мечте> - на СЕВЕР, а там уже по ходу определяться - покорим ли мы Северный полюс или нет! При этом решено было маршрут проложить непосредственно из Омска. Так в 2011 году нам удалось пробить дорогу из Омской области в Ханты-Мансийский автономный округ (см. отчёт "Путешествие к озеру Тегус-Лор и избам Лянтина"), а в 2012 году мы прошли прямым тысячекилометровым маршрутом через Васюганские болота от Сургута до Омска (см. отчёт "Экспедиция Сургут-Омск"). Дальше на ум пришел маршрут непосредственно к берегам Карского моря! Однако это слишком протяжённый маршрут, если связывать непрерывную цепочку с Сургутом, да и незнакомы мы с местными трудностями и особенностями передвижения на снегоходах по Заполярной тундре. Поэтому на 2013 год решено было реализовать, так сказать, первичную разведку Заполярья, состоящую в выезде в период с 26 марта по 04 апреля на Тазовскую губу и оттуда - на юг по направлению к Сургуту (протяженность более 900 км).



1-й день (27 марта). Посёлок Тазовский

Заполярье встретило нас морозом -37С и ветром 12 м/с. Снегоходы завелись нехотя. На разгрузку с длинномера и укладку вещей по саням ушло почти полдня. Выехали на ознакомительную поездку по Тазовской губе. Бескрайние пространства ледяного царства завораживают. В основном всё заметено снегом, но местами проплешины чистого льда, который на ярком солнце играет цветами от бирюзового до синего. Как заколдованные мы любуемся прозрачной толщей ледяного покрова и не можем оторвать глаз от причудливых узоров трещинок и пузырьков во льду.
По Тазовской губе мимо проезжают рыбаки на снегоходах и Треколах, некоторые останавливаются пообщаться и расспросить кто мы и откуда. По возвращению в посёлок интерес к нам у местного населения ещё больше. Многие дают советы и рекомендации. Но большинство в непонимании, почему мы едем на юг, а не на север?! Ведь с посёлка Тазовский обычно стартуют дальше к Северному ледовитому океану, к Диксону, к Северной земле...
Пытаемся купить в посёлке северной рыбы в дорогу, но безрезультатно. Местные рыбаки ссылаются, что рыбы нет уже два года, а причиной тому сброс в воды метанола, постарались нефтегазодобытчики. Но в поисках рыбы нам немного помог случай, при возвращении по Тазовской губе на буранном следу мы нашли большого замороженного муксуна, который видимо выпал у проезжающих рыбаков. Не стали брезговать и подобрали, потом строганина из этого муксуна получалась отменная...

 

На Тазовской губе На Тазовской губе На Тазовской губе Останки корабля на Тазовской губе
На Тазовской губе


На Тазовской губе


На Тазовской губе


Останки корабля на Тазовской губе




2-й день (28 марта). Заполярная тундра

Выехали из посёлка Тазовский в 08:30. Ветер по-прежнему сильный, но потеплело до -32С. Двигаемся по азимуту, вокруг бескрайние просторы Заполярной тундры. Абсолютно ничего нет на горизонте, ни деревьев, ни гор, сплошная снежная равнина без конца и края. Сначала присутствует ощущение потерянности и чувство дискомфорта в этой пустынной стороне. Но постепенно это проходит, и подсознательно начинаешь чувствовать какое-то своё уникальное очарование этой нетронутой цивилизацией, девственной тундры.
От постоянных ветров снежный наст очень жёсткий. Скорость снегоходов не более 20-30 км/ч. Иначе нельзя, опасаемся за подвеску снегоходов и сани. Периодически останавливаемся проверить крепление груза в санях. Проехали около 35 км равнинной тундры, на подходе к реке Пур начались встречаться холмы и овраги, хилые елочки в оврагах попадаются. Старались ехать низинами, там снег рыхлее и мягче, и можно быстрее и комфортнее двигаться. Но в одном из оврагов пришлось притормозить из-за непредвиденной поломки - на одних из саней оборвало вертлюг на прицепном устройстве. Никакого износа не выявлено, без явных причин в одночасье порвало стальную деталь. Восстановили работоспособность саней и двинулись дальше.
Выехали на мощный утёс над рекой Пур - Мыс Шеймина. Обрывистый берег на реку и перепад высот в 53 метра, видимость на многие километры вдаль. Посреди равнинной тундры очень заметное и примечательное место. Мыс назван именем купца Николая Григорьевича Шеймина (1833-1887 гг.), знаковой фигуры на крайнем севере в 19 веке. Тут же на утёсе могилы жены и дочери этого купца. Чуть дальше на склоне старинное кладбище местных ненцев, могилы не в земле, а в сколоченных деревянных ящиках, колокольчик над каждой и перед могилой сани перевёрнутые. Непонятный холодок прошёлся по телу, находясь рядом с этим кладбищем, и мы скорее поехали прочь.
Основным сегодняшним препятствием на нашем пути была именно река Пур. Русло извилистое, здесь в низовьях она делится на рукава, образуя дельту шириной до 21 км. Берега на многочисленных рукавах реки обрывистые и заросшие кустарником. Но мы успешно форсировали эту реку за полтора часа.
За рекой Пур снова равнинная и бескрайняя тундра. Немного развлекшись на преодолении реки, опять скучали, монотонно двигаясь на скорости не более 30 км/ч. На пути по-прежнему никаких следов цивилизации, лишь пару раз встретились остовы старых ненецких юрт. От посёлка Тазовский мы преодолели 118 км, и к 17:40 добрались до реки Сягойхадуттэ. На берегах растут полноценные ели, много сушняка на дрова, и это стало аргументом встать на ночёвку в этом месте.

 

В Заполярной тундре Овраги в тундре Овраги в тундре Проверка крепления груза
В Заполярной тундре


Овраги в тундре


Овраги в тундре


Проверка крепления груза


Бескрайняя тундра Холмы в тундре На мысе Шеймина На мысе Шеймина
Бескрайняя тундра


Холмы в тундре


На мысе Шеймина


На мысе Шеймина


Могилы на мысе Шеймина Могилы на мысе Шеймина Старинное ненецкое кладбище Старинное ненецкое кладбище
Могилы на мысе Шеймина


Могилы на мысе Шеймина


Старинное ненецкое кладбище


Старинное ненецкое кладбище


Вид на мыс Шеймина с реки Пур На реке Пур На реке Пур На реке Пур
Вид на мыс Шеймина с реки Пур


На реке Пур


На реке Пур


На реке Пур


На реке Пур На левом берегу реки Пур Законсервированная скважина В тундре на озере
На реке Пур


На левом берегу реки Пур


Законсервированная скважина


В тундре на озере


Ненецкие схроны Бескрайняя тундра На месте первой ночёвки Подготовка места для палатки
Ненецкие схроны


Бескрайняя тундра


На месте первой ночёвки


Подготовка места для палатки


Установка каркаса палатки В нашей палатке В нашей палатке Ужин у костра
Установка каркаса палатки


В нашей палатке


В нашей палатке


Ужин у костра




3-й день (29 марта). Путь на Новый Уренгой

Утром стартовали в 09:40. По-прежнему движение по азимуту. До Нового Уренгоя напрямую около 80 километров. На юго-западе вдалеке уже появились вышки нефтегазодобычи. Ближе к городу следов цивилизации добавилось, и тундра потеряла то дикое очарование, что было раньше. Изменился и ландшафт, чаще стали попадаться реки с крутыми берегами, а вдоль рек густые хвойные леса. Технически ехать стало интереснее.
На подъезде к городу форсировали реку Евояха и окунулись в бурную жизнь цивилизации. Подвёл gps-навигатор - по заданным координатам на месте предполагаемой АЗС ничего не оказалось. Пришлось углубиться на окраину Нового Уренгоя. Успешно пополнили запасы топлива и свежего хлеба. Выдвинулись прочь от городской суеты.
Началась метель. Южнее Нового Уренгоя уже не тундра, а лесотундра - между протяжённых тундровых болот много густых хвойных лесов. Снег уже совсем другой, много его, рыхлый и рассыпчатый. Остановились на ночёвку в 19:10 на берегу реки Малый Ямсовей.

 

Место ночёвки на реке Сягойхадуттэ Место ночёвки на реке Сягойхадуттэ На озере Барито На озере Барито
Место ночёвки на реке Сягойхадуттэ


Место ночёвки на реке Сягойхадуттэ


На озере Барито


На озере Барито


Остов ненецкой юрты Река Нгарка-Есетаяха Река Нгарка-Есетаяха На реке Нгарка-Есетаяха
Остов ненецкой юрты


Река Нгарка-Есетаяха


Река Нгарка-Есетаяха


На реке Нгарка-Есетаяха


Суровый взгляд Река Нюдя-Есетаяха Река Нюдя-Есетаяха Приготовление обеда
Суровый взгляд


Река Нюдя-Есетаяха


Река Нюдя-Есетаяха


Приготовление обеда


Река Малхойяха На выходе с ручья Памятник первой скважине Место второй ночёвки
Река Малхойяха


На выходе с ручья


Памятник первой скважине


Место второй ночёвки




4-й день (30 марта). Битва со снегом

Метель не утихала всю ночь. Вчерашние наши следы совсем не видны. Собрались и выдвинулись в 10:00. Снега много, особенно в лесу. Снегоходы периодически валятся, приходится останавливаться и всем на руках вызволять технику из снежного плена. Метель усилилась, видимость 5-10 метров перед снегоходом. Иногда чуть не сталкиваемся друг с другом, не видно ничего. Несколько раз, не успев затормозить, прыгали с небольших обрывов, неожиданно возникающих перед снегоходом. Средняя скорость передвижения получалась не более 20 км/ч.
А снега становилось всё больше и больше. Местами в переметённых просеках приходилось снегоходами без саней накатывать дорогу, а потом уже возвращаться за санями и ехать подготовленным путём. Снег весенний, сыпучий как песок, совсем не укатывается. Снегоходы зарываются, отцепляем сани, на руках выталкиваем, задний ход, цепляем сани и пытаемся двигаться дальше. И так бесконечно много раз... Вымотались все, вымокли до трусов. Да ещё эта непрекращающаяся метель...
Порвали ремень на флагманском снегоходе. Пока производили замену, на пронизывающем ветру основательно замерзли. Время 19:00, не выполнив дневного плана, встали на ночёвку почти прямо на пути нашего движения. Из последних сил ставили палатку и готовили дрова. Самый тяжёлый день получился.

 

Полярное солнце Место второй ночёвки Затонувший трактор На реке Ягенетта
Полярное солнце


Место второй ночёвки


Затонувший трактор


На реке Ягенетта


Река Комсятта Река Харвудъяха На просеке Глубокий снег
Река Комсятта


Река Харвудъяха


На просеке


Глубокий снег




5-й день (31 марта). В водном плену реки Пякупур

После вчерашней нагрузки и утомления, мышцы отказываются работать. Но собрались с силами и уже в 09:45 выдвинулись в путь. Метель немного ослабла, видимость улучшилась. Но по-прежнему шквальный ветер. Ищем пути проезда, пробуем проехать просеками, пробуем проехать болотами. Не прошло и часу движения, а мы уже снова все мокрые и уставшие. Проклинаем этот снег и вспоминаем, как же хорошо было ехать по тундре...
В Пурпе мы добрались к 13:40. Пополнили запасы топлива на АЗС. Насквозь мокрые, решаем немного дать себе расслабиться и отдохнуть. Зашли в ближайшее кафе у вокзала. Теплое уютное помещение и горячая еда быстро согрели нас и дали сил двигаться дальше.
По просеке на газопроводе к реке Пякупур подъехали в 15:25. Река большая, но внешне ничего не предвещало трудностей. Первый снегоход без саней прошёл больше двух третьих ширины реки и остальные опрометчиво двинулись следом. Но, как оказалось, у противоположного берега под снегом стоит вода. И заметили это поздно, так как первый снегоход по верхам проскочил, и почти не выступила вода. А вот снегоходы с гружёными санями как двигались, так и провалились. Воды много, выше колена. Снежно-водяная каша крепко держит снегоходы. Разматываем все, какие есть верёвки, цепляем лебёдки, вытягиваем и выталкиваем снегоходы, а затем сани. Очередной порыв ремня на одном из снегоходов, замена в воде. Уже не обращаем внимания, что в ботинках булькает холодная вода. Но нам некогда мёрзнуть, дружно вызволяем всю технику из водяного плена реки Пякупур. Лишь в 18:15 мы все вместе с техникой выбрались на берег. Мы мокрые насквозь, на штормовом ветру быстро замёрзли. Никакого дальнейшего движения не может быть, нужно сушиться и отогреваться. На нашу удачу, нашли тут же на берегу небольшую рыбацкую лачугу с печкой. Остановились на ночёвку.

 

Лесная дорога На лесной дороге На зимнике На зимнике
Лесная дорога


На лесной дороге


На зимнике


На зимнике


На реке Пякупур На реке Пякупур На реке Пякупур На реке Пякупур
На реке Пякупур


На реке Пякупур


На реке Пякупур


На реке Пякупур




6-й день (01 апреля). Последствия метели

После ночной метели всё вокруг заметено свежим снегом. Наши снегоходы пришлось, в прямом смысле, откапывать из снежных сугробов. Выдвинулись на маршрут в 08:55. К большому снегу добавились огромные перемёты. Ехать стало ещё труднее, ещё интереснее. По целине абсолютно невозможно ехать на снегоходе, встаёт в свечку снегоход и закапывается. Нас спасает наличие просеки вдоль магистрально газопровода, где до снегопадов проезжала какая-то техника и уплотнила снег. Но стоило чуть сбиться со следа, и снегоход тонет в снегу. Много останавливаемся, помогаем друг другу. Местами, получается, двигаться 40-50 км/ч, но чаще скорость 20-30 км/ч.
Местность ужё таёжная, плотный лес вокруг. Однако постепенно лес расступился, и мы вышли на большие заболоченные пространства. Тут метель прошлых трёх дней постаралась на славу, снежные перемёты выше человека, сидящего на снегоходе. Штурмуем снежные преграды и в лоб и в объезд. Переворачиваемся, застреваем, опрокидываемся, толкаем...
Догнали нас на вездеходе газовики. Остановились пообщаться. Нас запугивают, что дальше на ближайшие 40 километров лучше не будет, те же болота и такие же перемёты. Советуют свернуть на Ханымей и зимником добраться до Ноябрьска. Но мы пробуем двигаться дальше. Однако ещё несколько километров такой адской дороги, и мы потеряли уверенность в своих силах. Время 16:30, а до Ноябрьска, где мы должны быть вечером, ещё 65 километров этого жуткого бездорожья. Приняли решение ближайшей просекой выйти на Ханымей и в Ноябрьск дойти зимником.
На зимник выбрались. Но метелью его замело основательно, только на снегоходах по нему и ездить. Грузовики-вездеходы буксуют, бульдозера пытаются пробить дорогу. А мы, объезжая застрявшие машины, благополучно добрались до города к 20:15. Там нас ждали теплые номера в предварительно забронированной гостинице. Так и было у нас запланирована лишь одна ночёвка с помывкой в цивилизации, а все остальные ночи в нашей походной палатке.

 

На просеке вдоль газопровода Дорога вдоль газопровода Река Томчаруяха Мост на реке Река Томчаруяха
На просеке вдоль газопровода


Дорога вдоль газопровода


Река Томчаруяха


Мост на реке Река Томчаруяха


Мост на реке Вынгаяха Мост на реке Вынгаяха Река Вынгаяха Проезд вдоль трассы газопровода
Мост на реке Вынгаяха


Мост на реке Вынгаяха


Река Вынгаяха


Проезд вдоль трассы газопровода


Река Вынгапур Обед на реке Вынгапур Обед на реке Вынгапур Обед на реке Вынгапур
Река Вынгапур


Обед на реке Вынгапур


Обед на реке Вынгапур


Обед на реке Вынгапур




7-й день (02 апреля). Оттепель

Солнечно и тепло, температура около нуля, а на солнце и вообще всё тает. Отмывшиеся под горячим душем и отдохнувшие в уютных номерах гостиницы мы были готовы продолжить путь. В 09:00 выехали. Но проблемой было найти оптимальный объезд и выезд из города. Предварительно запланированный путь не вполне соответствовал реальности. В поисках проезда попали на большой лыжный центр. Нашли администрацию, попросили проводить нас хотя бы с территории спортивных трасс. Ребята на своем снегоходе отозвались на просьбу, вывели нас в чистое поле и сориентировали по дальнейшему движению на выезд из города.
На выезде, перед пересечением федеральной автомобильной дороги нас остановил патруль ДПС. Проверив документы и расспросив нас про наши приключения, сотрудники ГИБДД предложили помощь, и перекрыли временно дорогу, чтобы мы могли безопасно пересечь её. Дальше мы упёрлись в железнодорожные пути, и нам нужно было найти проезд на другую сторону железной дороги. По предварительно намеченному пути выехали к мосту над маленькой речкой Нанклёх, которая была совсем не замёршая в этом месте. На косогоре под мостом пришлось потрудиться, чтобы протоптать дорожку между отсыпкой железнодорожного моста и журчащей реки. Но все без приключений проехали. Выехали в тайгу. Снег на солнце совсем плохой стал, размокший и липкий. Снегоходы работают на пределе. Периодически пробиваем дорогу снегоходами без саней, а затем возвращаемся за санями. В какие-то моменты кажется, что движение дальше уже невозможно. Но несколько минут на отдых и чашка горячего чая с горьким шоколадом возвращают силы.
На реке Айкаёган пришлось совсем притормозить. При разведке реки провалились по пояс в воду. Большая полынья под берегом, заметённая снегом. Начали искать возможность форсировать реку. Чуть в стороне на излучине реки обнаружили место, где лёд практически от берега до берега. Для надёжности в снежно-водяную кашу настелили гать из веток. По-очереди переправили снегоходы.
На ночёвку остановились по плановому времени в 19:05. За день прошли всего 101 километр. Усталость прошлых дней и этого дня навалилась на нас. Но дали себе установку, что это крайняя наша ночёвка в тайге и завтра мы должны добраться до конечной точки нашего путешествия.

 

На реке Нанклёх под жд мостом На реке Нанклёх под жд мостом На реке Нанклёх под жд мостом Река Липуингухта
На реке Нанклёх под жд мостом


На реке Нанклёх под жд мостом


На реке Нанклёх под жд мостом


Река Липуингухта


Обеденная остановка Обеденная остановка Вдоль газопровода Вдоль газопровода
Обеденная остановка


Обеденная остановка


Вдоль газопровода


Вдоль газопровода


На просеке На просеке Река Айкаёган В поисках пути на реке
На просеке


На просеке


Река Айкаёган


В поисках пути на реке


Подъезд к реке Айкаёган Гать на реке Айкаёган На берегу реки Айкаёган Крайний ужин
Подъезд к реке Айкаёган


Гать на реке Айкаёган


На берегу реки Айкаёган


Крайний ужин




8-й день (03 апреля). Последний рывок

Собрали лагерь, и вышли на маршрут в 08:45. Опять рыхлый снег, и его очень много. Пробиваем дорогу, копаемся, толкаем, тянем...
К Когалыму подъехали в 12:00. Немного поплутали в поисках нужного пути. Выскочили на плановый маршрут по просеке газопровода. Движемся медленно, постоянно буксуя в целинном снегу. Упёрлись в железнодорожные пути. Что-то напутали мы с картой, полагая, что в этом месте есть проезд под путями. Но ничего рядом не оказалось. Пришлось форсировать железную дорогу в нарушение всех правил (да простят нас железнодорожники).
Опять снег, много рыхлого снега: Сил нет копать и толкать снегоходы. Решили свернуть с маршрута и вернуться к железной дороге, где ранее заметили старый след снегоходов. Не совсем, то направление, которое нам нужно (нам нужно на юго-запад, а след идет строго на юг), но физические и моральные силы покидают нас. Движемся по еле заметной снегоходной дорожке вдоль путей. Достаточно легко проезжаем к реке Тром-Юган. Форсируем реку и объезжаем посёлок Тром-Аган. Дальше просеками пытаемся выйти на нужное нам направление в сторону Сургута.
Бензин в снегоходах на исходе. Началась метель, снег с дождём, видимость плохая, а время уже 20:00. Принимаем для себя решение поставить точку в нашем путешествии и закончить маршрут в Ульт-Ягуне. Всё самое интересное и сложное мы уже преодолели, и уже хватит нам приключений. А оставшиеся пригородные 20 километров до Сургута теряются на фоне нашего пройденного пути длинною в 900 километров.

 

Рассвет на болотах Место крайней ночёвки Место крайней ночёвки Место крайней ночёвки
Рассвет на болотах


Место крайней ночёвки


Место крайней ночёвки


Место крайней ночёвки


Обеденный перерыв Обеденный перерыв Коллективное фото Коллективное фото
Обеденный перерыв


Обеденный перерыв


Коллективное фото


Коллективное фото




Резюме

Основной нашей задачей было познакомиться с Заполярной тундрой, оценить возможные препятствия и трудности в тундре, чтобы быть готовыми при дальнейших наших путешествиях на север. Всё это вполне получилось и нужные выводы нами сделаны.
А в остальном путь оказался сложным из-за обильного снега в этом году. Местные жители, с кем довелось поговорить в поездке, сами отмечают, что такого большого снега не было уже лет десять. Наверняка, месяцем раньше легче бы прошли маршрут от Нового Уренгоя до Сургута, но сейчас снег совсем по-весеннему рассыпчатый, а наст не держит снегоходы.
Техника наша не подвела. Два порванных ремня вариатора и сломанное дышло одних из саней - это ерунда. Но самое главное - мы проверили самих себя, проверили нас в команде. Именно в сплоченной команде мы смогли пройти весь маршрут.


Карта с маршрутом и путевыми точками

 

 




Дополнительные материалы

Обсуждение мероприятия на форумах:
- сноумобайл.рф - место общения владельцев техники для активного отдыха
- snowmobile.ru - всё о снегоходах и не только



Комментарии  

+11 # ashpuk 05.04.2013 17:37
Экспедиция "Заполярье-2013 " успешно завершена!
Отч ёт с фотографиями будет опубликован в ближайшее время...
+11 # ashpuk 07.04.2013 21:57
Небольшой видеоролик по нашей экспедиции на снегоходах "Заполярье-2013 "

+10 # ashpuk 07.04.2013 22:27
Обработаны треки поездки. Все GPS-данные наложены на карту (см. выше)...
# Р?горь 09.04.2013 18:47
В декабре 2012 стартовала магнитогорская группа на снегоходах из Мурманска с желанием пройти весь заполярный север России до Уэлена (Чукотка). К настоящему моменту пройдено 9500. Впереди еще 2500.
# ashpuk 14.04.2013 21:07
Цитирую Р?горь:
В декабре 2012 стартовала магнитогорская группа на снегоходах из Мурманска с желанием пройти весь заполярный север России до Уэлена (Чукотка). К настоящему моменту пройдено 9500. Впереди еще 2500.

я знаю, что в 2011 году команда от ОАО В«Русская механикаВ» прошла маршрут Салехард-Уэлен.
а кто сейчас и где они с декабря?
+2 # Алена 19.04.2013 18:28
Привет! Красиво очень ,очень ! Умнички !Очень за вас рада . :)
# Юрий 09.01.2015 11:27
Мыс Шеймина назван в честь сына Николая Григорьевича - А.Н. Шеймина (см. Городков Б.Н. Западно-Сибирск ая экспедиция Российской Академии наук и Русского географического общества (Предварительно е сообщение) // Природа. – М., 1924. – в„– 7–12)
# ashpuk 09.01.2015 15:58
на момент написания отчёта однозначных сведений о мысе Шеймина я не нашёл. есть несколько противоречивых материалов в сети...
# Юрий 09.01.2015 17:14
Послал Вам на почту Б.Н. Городкова. Ловите! Как бы не попала в СПАМ...
С уважением, Ю.Н. Квашнин
1