Период поездки: 27 февраля - 04 марта 2011

В прошлом году на озере Черталы встретились с рыбаками-охотниками из Тары, ночевали вместе на зимовье, познакомились, общались. Они-то и рассказали, что есть дальше на север уже в Тюменской области большое озеро Тегус-Лор. Сами там не были, но с чьих-то слов на озере том щука большая голодная и ловится хорошо. Однако дороги туда нет - летом болота топкие вокруг, да и зимой болота не всегда замерзают. И вообще никто туда дорогу не знает... Зацепила меня информация об этом загадочном озере на бескрайних болотах! А ещё, изучая топографические карты натолкнулся на какие-то "избы Лянтина" в тех местах, и они тоже заинтересовали. И была поставлена цель проехать к этому озеру. Готовились к поездке год. Самое сложное, как оказалось, найти какую-либо информацию про окресности озера Тегус-Лор. Ничего внятного о том, что кто-то был там нет. Кто-то из местных охотников вроде бы был там, но дорогу объяснить не может. В интернете вообще пусто по этой теме. Искали информацию по ближайщим зимникам. В январе этого года, когда ездили на Черталы (см. отчёт "Зимние Черталы - 2011") делали разведку по зимникам. Но никакой чёткой и однозначной информации. Решено было ехать профилями через болота...

Изначально в поездку планировало ехать четыре утилитарных снегохода и шесть человек. При этом три снегохода с гружёными санями, а один снегоход налегке, чтобы пробивать дорогу. Но в последний момент два участника отказались ехать. Были сомнения, что получится оставшимися двумя гружёными снегоходами с пассажирами пробиться, но желание ехать и дойти до намеченной цели затуманило здравый смысл. Планово собрались и выдвинулись в путешествие. Технику оставили на автозимнике где-то в 50 километрах за рекой Туй, на свёртке к зимовью косвенно знакомого местного охотника.
Рано утром собрали вещи и загрузили снегоходные сани. С собой брали всё для автономного проживания на неделю:
- зимняя палатка с дровяной печкой;
- пенопропиленовые коврики, пуховые спальные мешки;
- бензопила, ножовка, топоры;
- примус бензиновый, котелки;
- бензин для снегоходов 120 литров, масло моторное 8 литров;
- продукты, спиртное;
- оружие, рыболовные снасти;
- носимые радиостанции, навигаторы, фонари;
- электрическая лебёдка, лопаты;
- личные вещи, комплекты сменной одежды.
Всего получилось полные два прицепа, один весом около 260 килограмм и второй меньший около 100 килограмм.
Выехали от зимовья в 09:30. По зимнику промчались 13 километров и мы уже на болоте, по показаниям навигатора до озера Тегус-Лор напрямую всего-то 63 км. Поехали по профилю. На протяжении около 2 километров от зимника под снегом был еле заметный снегоходный след, но потом пропал. Сразу стало ехать сложнее, снегоходы валятся в глубоком снегу, прицепы якорем держат если на перемёте чуть сбросил скорость и пытаешься тронуться с места. Я пассажира пересадил в сани, заметно управляемее снегоход начал ехать. Вперёд поехал снегоход с более лёгкими санями. На чистине получше идут снегоходы, но местами болота незамёрзшие, кое-где боязно было и объезжали промоины. Иногда визуально нормально всё и ровная твёрдая поверхность, но в следу за первым снегоходом выступает жёлтая болотная вода. Тут уж газ прибавлять и по инерции проскакивать гиблое место. Преодолев около 7 км болот доехали до границы Омской и Тюменской областей. Профиль закончился. Ехать по азимуту напролом нереально. Начали вспоминать, что там про дорогу рассказывал один из местных охотников - "кончится профиль, уёдите влево на 300 метров и дальше на север пойдёт другой профиль". Отцепили сани и налегке начали искать нужный нам профиль. В сторону (на запад) ушли около 800 метров, но никакого профиля на север нет. Однако выскочили на старый заросший поперечный профиль, проходящий с востока на запад чётко по границе областей. Продолжили поиски двигаясь по этому профилю. С юга примыкают ещё профиля, но все заканчиваются на границе. Доехали до реки Большой Тегус, это почти 6 км от того места, где оставили сани. Немного заметен занесённый снегом след снегохода, но он делает петлю возле леса и уходит обратно на юг в Омскую область. Через лес возле реки видна какая-то просека на север, попытались пробиться, но заросла и слишком много завалов. Начали возвращаться к саням, внимательно осматривая окресности на наличие профиля на север. Где-то в 1 км от реки кое-как нашли профиль уходящий вдаль на северо-запад. Вернулись за санями и пассажирами. Все вместе проехали по пробитой дороге и вышли на найденный профиль. Проехали 2 км и обнаружили перекрестный профиль, который пролегает с востока на запад параллельно границе областей. Свернули на этот профиль в надежде, что к нему примкнут с севера нужные нам профиля Тюменской области. Снега много, валимся, буксуем, отцепляем прицепы и вызволяем из снега снегоходы, опять цепляем груз и дальше. Двигаясь по профилю параллельно границе областей вышли на точку против того места, где кончился омский профиль. Расстояние до того места строго на юг 2 км. Ещё около 1 км проехали и с неописуемой радостью увидели профиль уходящий вдаль на север. Остановились отдохнуть и пообедать, время 13:15, проехали уже половину светового дня, а до финиша напрямую ещё 52 км. Очень надеемся, что найденный профиль приведёт нас к заветному озеру и не придётся больше кружить ища нужное направление. Поехали дальше, местность всё таже - низкорослые сосёнки, иногда чистина с незамёрзшими линзами болотной воды. Приблизились к истоку реки Катис, небольшая лесная поросль, олени есть, но нам не до них, только одно желание пробиться дальше. Снега очень много. Скидываем сани и пробиваем дорогу двумя снегоходами на 1-2 км, возвращаемся и цепляем сани, идти легче. Налегке без саней снегоход конечно тоже валится и норовит закопаться, но всё таки идёт, а санями снегоход еле-еле движется только при оборотах двигателя более 7000 и если остановиться, то тронуться с санями уже не получится. Подъехали к полноценному лесу отходящему в сторону от реки Катис. Просека видна, но очень заросшая. Опять без саней двинулись напролом. С помощь топоров и бензопилы расчищали дорогу. Лес полосой преграждал путь на протяжении 1,5 км. Пробились и вышли на окраину леса. Усталость навалилась непомерным грузом, сил нет шевелиться, одежда мокрая вся насквозь от снега и пота, пить очень хочестя, но чай в термосах уже кончился. Солнце клонится к закату, а до озера по навигатору напрямую ещё 25 км. Решили вернуться за санями и становиться на ночёвку здесь на окраине леса. В 18:00 начали разбивать лагерь. Палатаку поставили за 20 минут. Дров в округе много, напилили и нарубили на ночь с большим запасом. Растопили снег и никак не могли напиться чаю. Пока готовили ужин печь топили на всю возможную мощность, чтобы просушить промокшие вещи. Ужинали в палатке раздевшись до футболок. А на улице к ночи похолодало и стало где-то -25С. В 22:00 улеглись спать. После закладки дров в печь в течении 1,5-2 часов в палатке тепло и положительная температура. В пуховом спальнике можно раздевшись спать и дальше - не холодно, для крепкого сна прятная свежесть. Но любителям тепла приходится каждые 1,5-2 часа подкидывать дрова в печь.
Утром в 07:00 подъём, но мышцы после вчерашней борьбы со снегом отказыватся работать, всё тело ломит. Кое-как размялись, позавтракали в тёплой палатке, уложили вещи и в 09:30 выдвинулись в дальнейший путь. Около 8 км по профилю местность была подобная вчерашней и шли трудно. Но дальше выскочили на протяжённые чистые участки - обводнённые болота, озёра, и тут ехали легко. Единственная сложность - выруливая между полыньями легко отвлечься и потерять направление профиля. Не доезжая около 12 км до озера Тегус-Лор встретили свежие следы гусеничных вездеходов. Далее следы присутствия людей появлялись всё чаще, а уже за 4 км до озера всё было перегорожено растянутыми проводами сейсморазведчиков. Кругом танкетки мечутся по своим делам, бураны (снегоходы) с каким-то электрооборудованием в санях разъезжают. А чуть позже и вообще вышли на полноценный автозиник. По зимнику подъехали к озеру Тегус-Лор, там у геофизиков забор воды и дорога к озеру расчищена. По всему озеру на льду и на берегу провода с акустическими датчиками сейсморазведки. Нашему разочарованию не было предела. Во-первых, не получилось уехать из цивилизации, кругом у озера кипит жизнь. Во-вторых, нет смысла пробиваться по болотам на снегоходах, а можно комфортно на джипе по автозинику подъехать к озеру. В-третьих, врядли после взрывов сейсморазведки в непосредственной близости от озера будет ловиться рыба. Обидно, что я предполагал такой вариант развития событий, но никак не мог найти чёткой информации о том, где сейчас ведётся сейсморазведка.
Нашли избушку на берегу озера. Но это не избушка, а старый вагончик обитый рубироидом и с уже почти провалившейся крышей. Всё заметено снегом, никого не было давно. Печь хорошая, тяга есть и быстро прогрели помещение. Пришлось навести порядок в избушке, выбросив в костёр пару вёдер разного мусора. Попытались законопатить тряпками дыры под крышей. Спать в вагончике возможно только четырём человекам, места мало. Ну, в крайнем случае потесниться и не более шести человек можно впихнуть. Само озеро окружено узкой полоской 5-15 метров смешанного чахлого леса и дальше болота кругом. Только севернее за озером уже начинается тайга, и видны большие сосны и кое-где кедры.
Оценили пройденной расстояние - на одометре снегоходов почти 150 км, это в два раза больше расстояния от старта до озера по прямой! Остаток запаса топлива вызывает сомнения, что будет достаточно на обратный путь, особенное если неожиданно метель начнётся. Решили воспользоваться тем, что присутствует возле озера цивилизация. Поехал искать городок геофизиков. По зимнику от озера он оказался в 3 км. Органиция "Тюменьгеофизика" или по-новому "Интегра". Полноценный жилой городок, много вездеходной и автотранспортной техники, есть своя АЗС. Большое спасибо геофизикам! Помогли с топливом. Да связь дали, а то мой спутниковый телефон отказал почему-то. Познакомились с местными работниками, который в свободное время рыбалкой на озере промышляли. Оказалось, что рыба по осени была, крупная щука 4-5 кг ловилась хорошо. Но с началом сейсморазведки, видимо от взрывов залегла рыба на дно и кроме окуня ничего на озере не ловится.
Немного пополнив запасы топлива я потратил день и объехал окресности в надежде найти избушку на соседнем озере Карасёвом (есть на топографических картах), но никакого следа наличия избушки не осталось. Далее искал проезд к реке Тегус, там тоже по картам изба есть на берегу. Не смог пройти к берегу. В одном месте непроезжий ручей - глубокий и незамёрзший, а в другом заросла дорога через лес совсем, хотя видно, что когда-то здесь была именно дорога, а не профиль-просека. Искал дорогу на озеро Лянтинское и к избам Лянтина, но также безуспешно. Давным-давно никто в этих места не ездил на технике, а у геофизиком граница территории сейсморазведки уходит намного южнее от озера Тегу-Лор. Объехав окресности выскочил на автозиник. Жизнь там кипит, много грузовой техники движется по своим делам. Вернулся к избушке.
Кроме окуня на озере ничего не ловится. Изъездили всё озеро. Жерлицы ставили везде. Ни одной щуки не поймано. Очень расстроены. Собираемся в обратный путь.
Погода была отличная, днём около -10С и ночью около -25С. Наш путь проложенный по болотам и укатанный гружёными санями подморозило, и он стал отличной дорогой для снегоходов. Обратное возвращение от озера Тегус-Лор до зимовья на зимнике по оптимальному расстоянию составило чуть менее 80 км и заняло по времени всего 4 часа.

Путешествие закончено. Конечно, разочарование от ниличия людей и отсутствия рыбы на озере Тегус-Лор есть, но главное, что мы добились своего и проехали к загадочному озеру на бескрайних болотах. Приятно ощущать, что сделали это самостоятельно, без проводника, без каких-либо чётких ориентиров, сами находя нужное направление и выбирая правильный путь. Техника не подвела. Экипированы были оптимально. Остались ценный опыт и положительные впечатления успешного преодоления трудностей!

Профиль на болотах Профиль на болотах На болотах Поле боя со снежной засадой
Профиль на болотах


Профиль на болотах


На болотах


Поле боя со снежной засадой


Пробиваемся через лес Ночёвка на болотах Бескрайние болота Участники путешествия
Пробиваемся через лес


Ночёвка на болотах


Бескрайние болота


Участники путешествия


Озеро Тегус-Лор Озеро Тегус-Лор Закат на озере Тегус-Лор На озере Карасёвое
Озеро Тегус-Лор


Озеро Тегус-Лор


Закат на озере Тегус-Лор


На озере Карасёвое


Утро на болоте Весна! Сборы в обратный путь Незамерзающие линзы на болоте
Утро на болоте


Весна!


Сборы в обратный путь


Незамерзающие линзы на болоте




Карта маршрута и путевые точки

 
 

Комментарии  

# Александр 05.11.2016 23:36
Автор статьи, напишите мне на почту, интересно пообщаться. Тоже был на этом озере на снегоходе
1